Форум » Религии и религиозные направления Мира » Зороастризм » Ответить

Зороастризм

Тамара: [quote]Нагше-Ростам - трёхтысячелетний зороастрийский некрополь в форме гигантских крестов в скале Реза Саджади, посол Ирана На повороте дороги, ведущей в Персеполис из Шираза (южный Иран), находится древний некрополь царей династии Ахеменидов. Их могилы, датирующиеся первым тысячелетием до н.э., высечены высоко в скалах, – и масштабы этих надгробий в форме гигантских крестов, поражают. Здесь похоронены (справа налево): Ксеркс I, Дарий I, Артаксеркс I и Дарий II. Барельефы над могилами изображают царей, осеняемых благословением зороастрийского Всевышнего, Бога-Творца, Создателя, Господа, Владыки Мурости и Жизни, - Ахура Мазды. Под ними – скромные маленькие фигурки – народы, которыми правили Ахемениды. Внизу, под надгробиями, также видны барельефы, но они принадлежат уже совсем другой эпохе,– их создавали при Сасанидах. Некрополь имел для них особое религиозное и политическое значение: они как бы продолжали дело великой империи Ахеменидов. На барельефах изображено следующее (справа налево): инвеститура ("помазание на трон" царя божеством) Нарсе, Бахрам II и Бахрам III в бою на коне, победа Шапура I над римским императором Валерианом, Ормизд II в бою, Шапур II в бою, Бахрам II, (под этим изображением можно рассмотреть и остатки куда более древнего, эламитского рельефа), инвеститура Ардешира Бабакана. Интересна также так называемая "Кааба Зороастра" (VI в. до н.э.): прямоугольное сооружение рядом с барельефами, возможно, выполнявшее религиозные функции. По прошествии нескольких столетий все эти барельефы иранцы стали принимать за изображения подвигов мифического героя Ростама, – отсюда и название. http://www.e-pavlenko.ru/pano/web/E07ePmC9j_rock_tombs_Naqsh-e_Rostam.jpg[/quote]

Ответов - 9

Nirupama: Тамара, Благодарю ! Очень интересная информация и новая для меня.

Nirupama: Тамара пишет: Нагше "Нагше" если разбить на составляющие получается "Наг Ше" Наг Шеша? Понимаю что фантазия, но очень уж созвучно получается... :)

Тамара: Nirupama пишет: но очень уж созвучно получается... :) И правда созвучно и если учесть что здесь находилось в древности сердце цивилизации Индии, то еще больше соответствия.


энигма: УЧЕНИЕ ЗОРОАСТРА "Каждое время выбирает соответственное Учение. К такому часу все прежние Учения получают совершенно извращённый облик. Само человечество пытается принять самые нелепые умалённые почитания отцов. Но каждая фаза Учения не исключает предыдущую. На это обстоятельство обращается мало внимания, ибо служители каждого Учения строят своё благополучие на отрицании предыдущих Учений. Не легко доказать беспрерывность того, что люди называют религией. В этой непрерывности ощущается один поток той же энергии. Называя её психической, говорим о той же Софии мира эллинов или Сарасвати Индусов. Святой Дух Христиан являет признаки психической энергии так же, как созидающий Адонай Израиля и Митра, полный солнечной мощи. Конечно, никто не сомневается, что огонь Зороастра есть огонь пространства, который вы изучаете..." («А.Й.»,шлок 416). "Учение З-а о Божественном Огне, Любви и Красоте принесло Миру утверждение Высшего Закона" (Мир Огненный 3-227). "Огонь З-а произошел от сожжения смолы в чаше" (Оз-2.4.18). "Сущность огненного иммунитета была описана З-м. Он указывал, что люди из каждой поры кожи могут вызвать огненные лучи, которые поражают всех вредителей... Можно усилить это напряжение единением с Иерархией. Так сердце становится как солнце, испепеляющее все микробы" (МО1-16). См. также об Огне Зороастра в ТД1- 418-9. Огонь, по зороастрийским текстам, сотворил телесный мир. При этом отмечалось, что физическое пламя и священный Огонь - не одно и то же. Согласно мифу, Огонь просил не создавать его телесного подобия, чтобы не оскверняться прикосновением к мусору, но Ахура-Мазда был вынужден это сделать, чтобы создать плотный мир. Огню же было обещано, что всякий, кем он будет недоволен, пойдет в ад. Огонь — символ божественной сущности и источник жизни — присутствует во всех ритуалах зороастризма, по этой причине последователей учения часто называют огнепоклонниками. Огонь у зороастрийцев — символ праведности. Персидские и халдейские маги заботились о сохранении этого божественного огня. Нет почти никаких сомнений, что он такой же древний, как и культ Солнца, и что первоначально при поклонении этот огонь воспринимался как символ солнечного божества. В представлении древних бог имел огненное тело, и все поклонявшиеся ему приписывали ему вечное существование и сотворение не только всех других светящихся тел, но и всей Вселенной. Его считали "отцом света" и управителем всех других светил, таких как Луна, звезды и прочее. Как Создатель он именовался Helios Demiourgos — Солнце-творец, или Солнечный творец. В Гатах Ахура-Мазда именуется Спэнта-Манью, Святой Дух, родившийся одновременно со Злым Духом Анхра-Манью (Ариманом), в котором легко узнать Сатану или индийского Мару. "...Сет и Сатана. Он же и Тифон, также и Апопис, Дракон, пронзенный Гором... Он просто темная сторона Озириса, его брата, так же как Ангра Майнью есть черная тень Ахура Мазды" (ТД2-477). "Ариман есть проявленная Тень Ахура Мазды..." (ТД2-612). "...Ахура Мазда есть Духовный и Очищенный Человек, и Армаита Спента, Дух Земли или материальность, в одном смысле, тождественен Ариману или Ангра Майнью" (ТД2-649). "...Ангро-Майнью, хотя он и был рожден таким же чистым, как его брат, стал завидовать ему, и поэтому портит и извращает все во вселенной, как и на земле, создавая повсюду Грех и Зло. Эти две Силы неразделимы на данном плане и на этой ступени эволюции, и были бы бессмысленны одна без другой. Таким образом, они являются двумя противоположными полюсами Одной Проявленной Творящей Силы, если рассматривать ее как Универсальную Космическую Силу, которая создала миры, или же видеть в ней ее антропоморфный аспект, при котором человек считается ее носителем. Ибо Ормузд и Ахриман - это, соответственно, представители Добра и Зла, Света и Тьмы, духовных и материальных элементов в человеке, а также во вселенной и во всем, что в ней находится... В зороастризме почитались и другие Боги, например, Ардвисура Анахита, аналог Венеры и Сарасвати. В непосредственной связи с ней упоминался священный поток, стекающий с высочайшей мировой горы Хукарья, своей вершиной достигающей Обители Богов, что, очевидно, символизирует иерархический духовно-жизнедательный ток, связанный с Белым Братством и планетой Венера, откуда Братья и пришли когда-то. С просьбами об удаче к этой Богине обращались все иранские мифологические герои, даже Ахура-Мазда. Помогала же она лишь праведным делам. Особо почитался и Бог Огня Атар; этот Огонь считался сыном или телом Ахура-Мазды. Ахура-Мазда назывался Бесконечным Светом, одеянием которого являются небеса. Огонь, единая для Космоса тонкая светоносная материя, в зороастризме тесно связывался с понятием Аша (Арта) - "Истина", Высший Закон. Дополняет тему легенда о сошествии огня Истины с неба на З-а, когда он находился на горе. Воплощениям Майтрейи присущ особый упор на этику. И зороастризму свойственно отождествлять Богов с благими этическими качествами, а не приписывать им низкие человеческие страсти. З. очищал свою религию от слишком приземленных обликов богов. Пороки олицетворяли дэвы - "тени" Богов-качеств. Такое внимание к противоположностям и указание на необходимость выбора между добром и злом, между жизнью и тленом (разрушением жизни) нашло подражание в более поздних религиях, распространившихся на Западе. Ясно сказано в Авесте и о воздаянии в будущей жизни, то есть о законе кармы. Учение Зороастра можно выразить в трех Заповедях: добрая мысль, доброе слово и доброе дело. Пророк высоко чтил Женское Начало и в его Заветах можно найти замечательные намёки на величие Космической Любви. Учение Зороастра на протяжении столетий воспитывало в своих последователях такие понятия как истина, справедливость, верность, мужество, порядочность, доброта, а также праведность и благочестие. Подробнее : http://prometey-spb.su/svetochi/4/zoroastr.html

Тамара: энигма пишет: Ибо Ормузд и Ахриман - это, соответственно, представители Добра и Зла, Света и Тьмы, духовных и материальных элементов в человеке, а также во вселенной и во всем, что в ней находится... энигма пишет: Учение Зороастра на протяжении столетий воспитывало в своих последователях такие понятия как истина, справедливость, верность, мужество, порядочность, доброта, а также праведность и благочестие. Очень интересно, мудро. Благодарю. Отец рассказывал что были большие гонения на огнепоклонников и они скрывались. Живя в кишлаках собирались на собрания и молитвы в пещерах, в пустыне и горах.

энигма: ЗАРАТУСТРА И АЛЛАИЛА Божественный Огонь являет свои искры во всем сущем. Сокрытые потенциалы этих искр, хотя и невидимы, но должны быть приняты как основа всех проявлений. Эту искру нужно принять, как звено, в каждом центре организма. Взяв эту Истину за основу, можно представить себе, как центры объединены функциями. Каждая божественная искра вдыхает и выдыхает огонь, который служит объединителем. Все силы потенциала духа напрягаются в этом постоянном обмене. Потенциал каждого центра есть звено к бессмертию, потому так велико заблуждение, которое толкает к физическим упражнениям. Именно, не извне, но изнутри может искра Божественного Огня разгореться. Под руководством Луча Учителя искра, конечно, может разгореться, но и здесь дух должен быть подготовлен самодеятельным исканием. Учение Зороастра о Божественном Огне, любви и красоте принесло Миру утверждение высшего Закона. 31.05.35. Истинный Зороастр высоко ставил Женское Начало, и в Его Заветах можно найти замечательные намеки на величие Космической любви... Я имею истинные страницы жизни Зороастра от Самого Владыки, Воплощавшегося и в этом Облике... Дн. 05.08.34 Учение Зороастра о Божественном Огне, любви и красоте принесло Миру утверждение высшего Закона. - Вл[адыка], неужели я была также спутницей Заратустры? - Но кто же дал Заратустре вдохновение? Кто же дал объединение Мира красоты и любви? Кто же вдохновил Заратустру утвердить, что все можно покинуть и отдать, чтобы получить Божественный закон красоты и любви? И сказал Заратустра, что Высшее Космическое единение можно лишь выявить единением Мужа и жены, и ждал пророк, когда придет Откровение. И пришла чудесная Аллаила (воплощение Е.Рерих - Чернявский.), и сердце узнало Облик, приходивший к нему в видениях, облик красоты и любви. Заратустре Светила указали день прихода чудесной Аллаилы. И сказал утверждение Заратустра - знаю, знаю, знаю, искал тебя в звездах и среди людей, ибо Светила указали, что когда сердце пророка воспламенится всеми огнями и сердце огненно почувствует весь Космический огонь, воплощенный в едином существе, тогда Пророк получит высшее Откровение. И пробил великий час Знамения, и пришла Аллаила к одинокому молодому Заратустре. Конечно, жена пришла на помощь мужу. Аллаила пришла по Высшем указу. Дочь знатного, явленного Царедворца, и пришла в великом горе. Знатный Царедворец хотел отдать чудесную дочь соседнему Царю и обещал дать слово Аллаилы в тот день, когда Аллаила получила Веление идти к Пророку. И пришла Аллаила с горем в сердце. И сказал Заратустра - У нас путь и выбор едины. - Но, вероятно, она раньше видела Заратустру? - Конечно, потому не давала слова Царедворцу. Сначала видела во снах и видениях, потом на площади, когда Пророк проходил мимо дворца. - Видел ли ее Заратустра также раньше в жизни? - Нет, когда срок пришел, Заратустра увидел Облик любимый, явленный ему во снах. И когда гордый Царедворец готовил пир, чудесная Аллаила отвергла жениха. И Огненное Право объединило сердца. И сердце Заратустры утвердилось в великом законе. Залог любви запретной Царедворец и жених не могли уничтожить. Заратустра взял чудесную Аллаилу и пошел против Царя. Против воли Царя, ибо слава и мощь Заратустры скоро сделали его истинным Царем страны. Так, родная жена, Наша жизнь - Заратустры и Аллаилы - есть сокровеннейшая страница Огненного Права, ибо такая огненная жизнь красоты и любви... Так жизнь Заратустры и Аллаилы - драгоценнейшая страница в жизни Нашей. Дн. 07.08.34 Зороастр услышал голос Вышний и узнал путь к Огненному Праву. И Царедворец угрожал ему похищением Аллаилы. Явленный Зороастр утвердил свое знание Светил и утвердил свое Право. Много угроз было, много страданий. Аллаиле угрожала смерть. Она угрожала умереть голодной смертью отцу и Царю. Конечно, столько было утверждений борьбы и столько пыток. И Зороастр сказал, что ни гнев, ни кровавые битвы не отымут у него Аллаилу. - Но почему не мог он оставить ее тогда, когда она пришла к нему? - Ибо Зороастр так огненно любил Аллаилу, что не хотел, чтобы запятнали чудесную Аллаилу. И пришел час, когда было указано Огненное объединение. Тогда Зороастр похитил Аллаилу и отнес в храм к высшему служителю. И когда утвердилось высшее Право, чудесная Аллаила насытила любовью и красотою жизнь и творчество Зороастра. Так вспоминаю время, когда чудесная Аллаила увидела серебряный Лотос в сердце, весь огненный опыт Мы так вместе переживали. Так сложилась огненная жизнь. Но угрозы молодого Царя продолжались и явили явление похищения. Но Зороастр знал, где скрыта Аллаила, и пришел с мечом требовать поединка. Зороастр требовал честь за честь. И собрались Служители Храма и Служители Дворца - так поднял меч Зороастр и поразил врага. - Царь был, вероятно, тем же врагом? - Конечно, тот же похититель, и Огненное Право торжествовало. Так Я хранил в сердце все жизни ту огненную любовь и ту красоту, так устремлено утверждал дух. Так, родная Свати, Я храню в сердце Наши сокровенные страницы. Так утвердилось великое Огненное Право. И чувства любви и красоты живут в сердце Мории. - Когда жил Зороастр? - Шесть тысяч лет тому назад, и Рама сейчас же после. Дн. 23.08.34 - Вл[адыка], Зороастр был убит в храме? - Да, ибо столько было врагов и завистников. - Сколько времени жила Аллаила после убийства? - Один месяц. - Скольких лет был убит Зороастр? - 45. Аллаила умерла 32… Утверждаю Нашу жизнь Зороастра и Аллаилы как огненную страницу. __________________________________________________ ________________________ Дн-26.8.34 А[-]Л[ал-]Минг не принял пострижения, ибо дух его знал, что высший закон есть знак, явленный в Светилах. Когда пришло время выбора между постригом и Указаниями Светил, А[-]Л[ал-]Минг, конечно, избрал Огненное Право. А[-]Л[ал-]Минг любил красоту и жил сердцем. Так однажды он услышал о великом духе жены. Свати искала среди духовных наставников родного по духу наставника. И чудесная, гордая и огненная Свати пришла к А[-]Л[ал-]Мингу, и Космическое Право зазвучало в сердцах огненных духов. Ибо притяжение было мощно под Огненными Лучами. Наставнику было 35 лет, ученице - 22 г[ода]. - Вл[адыка], как удалось мне избежать Сати после смерти мужа? - Ибо отказалась следовать за мужем. И есть много воинствующих духов среди жен, и стала во главе движения против Сати. Потому, родная, ты искала наставника, ибо возмущалась духом и искала поддержки. Твой пример и водительство спасли десятки тысяч жизней - да, да, да! - Вл[адыка], за что были Вы казнены? - Ибо считали помрачителем умов. — И тогда же погибла и я? - Да, ибо считали той же судьбой. - Меня закопали живой в земле? - В камнях. Ведь после тебя пошли новые реформы. Так страница А[-]Л[ал-]Минга и Свати огненна. - Можно узнать мое имя? - Я то имя люблю - тебя звали Свати. Ты нуждалась в защите от братьев мужа. Один думал приблизиться к тебе. - Все тот же враг? - Конечно. - Но почему не он стал мужем, но его брат? - Ибо Сила Высшая помешала. Муж твой явился жертвой своего брата, он был отравлен им. Да, было время! - Минг - не инд[ийский] корень? - Древний корень. Люблю вспоминать сокровенную страницу. - Вл[адыка], когда был казнен А[-]Л[ал-]Минг? - Через семь лет - 42 лет. Ссылка: http://forum.roerich.info/showpost.php?p=521656&postcount=417 ------------------------------------------------------- Зороастр. ГРЕВ КАФИ (Гр. Кабачный и Ев. Фидельская)

Тамара: Читаешь сколько трагичных воплощений было у Великого Владыки и Елены Ивановны, сердце содрогается. Неужели Свет всегда был уничтожаем зверски людьми на планете?! И конца этой традиции нет. Сколько в России в постсоветское вермя убито и брошено за решетку честных, порядочных людей, не побоявшихся прямо говорить правду о нынешнем президенте и его окружении. Начиная с Лебедя, и заканчивая Илюхиным, смелыми высшими офицерами представлявшими угрозу для власти. Как же не уничтожать такое человечество, которое из века в век творит преступления, не меняясь. Развивается наука, а человек остается тем же зверем, самостным , алчным, не терпящим Законы справедливости и чести.

энигма: Ещё дополнение о Зороастризме. Поразила схожесть и единый источник с индуизмом ! ЗЕНД-АВЕСТА "Зенд-Авеста - общее название священных книг парсов. Эти величественные учения, которые по-прежнему встречаются в различных фрагментах, составляющих все, что теперь осталось от этого собрания религиозных трудов, настолько мало поняты, что зороастризм без различия называют огнепоклонничеством, маздеизмом, дуализмом и чем угодно еще. "Авеста", в нынешнем виде, имеет две части: в первой содержится "Вендидад", "Висперад", "Старшая Ясна" (сюда входят 17 "Гат", автором которых считается последний З.), а вторая часть, называемая"Зорда-Авеста"( Малая Авеста), составлена из коротких молитв, назывемых Гах, Ньяйиш и пр.Имеют ценность пересказы утерянных оригиналов. Особо из поздних текстов выделяется "Бундахишн", считающийся пересказом писаний З-а и включающий научные воззрения, в том числе классификации объектов природы - звезд, планет, огней, вод, животных, растений и т.д. Не исключено, однако, что это оригинальный текст, причем написанный более поздним воплощением З-а. Авеста после Спитамы хранилась в особом храме огня, но была уничтожена пожаром при завоевании Персии Александром Македонским, а спустя столетия далеко не полностью была собрана из фрагментов. Затем были потери при арабах. Часть сохранившихся текстов канона - дополнения после Спитамы, часть опираются на очень древние мифы и ритуалы, относящиеся ко времени индоиранской общности, жившей где-то в степях между Каспием с Волгой и Алтаем, а потом разделившейся на две ветви. Наименование этой прародины "Арианам-Вайджа" отобразилось в более поздних географических названиях "Иран" и "Ариаварта" (первичное место поселения ариев в Индии). Боги древнейшей части "Авесты" и Вед имеют одинаковые имена и функции. "Чисты и счастливы те, — говорит персидский поэт Фирдоуси, — кто, поклоняясь Единой Высшей Мудрости, созерцает в священном пламени символ Божественного Света" — Хираньягарбху Вед. "Маг, — говорит Павзаний,* — войдя в храм, произносит заклинание, по окончании коего все дрова на алтаре воспламеняются без огня и испускают ярчайшее пламя" (Павсаний, "Описание Эллады", кн. I, "Элида"). Прометей — "Пра-Ма-Тха-Исса", что на санскрите означает божественный Сын Иссы — принес огонь с небес. В одном древнеирландском манускрипте Заратушт назван Airgiod-Lamh, то есть "Золотая Длань" — рука, принимающая и разбрасывающая небесный огонь (См. "Oriental Collections" сэра Уильяма Узли, том I, стр.303). Он также именуется Mogh Nuedhat — Магом Нового Закона или Завета. Заратушт был одним из первых реформаторов, раскрывшим то, что получил во время посвящения — шесть Гахамбаров, периодов эволюции мира. В первый из этих периодов — Майдьой-заремайа — были сотворены небеса или небесный свод; во второй — Майдьой-шема — влага облаков породила воды; в третий — Пайти-шахйа — из первичных космических частиц образовалась земля, в четвертый — Айатрима — когда на земле появилась растительность; в пятый — Майадйарйа — длительная эволюция земли развила животную жизнь; в шестой — Хамаспатхаедайа — низшие животные эволюционировали в человека; седьмой период наступит вслед за определенным циклом, после которого явится персидский Мессия верхом на Коне — то есть Солнце нашей Солнечной Системы потухнет, и наступит Пралайя.Тот кто разгадает тайны священных парсийских книг, должен изучить и Священные Писания других народов, особенно индусов. Тогда он постигнет тайну Солнца, Огня и Коня. Как Саошьянт — Спаситель человечества — должен явиться на белом коне в сопровождении воинства добрых гениев на молочно-белых конях, так и Иоанн в Откровении зрит белого коня и восседающего на нем "Верного и Истинного", во главе воинств небесных, следующих за ним на конях белых; так же и Вишну в качестве Калки Аватара явится воином на белом коне... Белый конь есть конь Солнца. "И увидел я одного ангела, стоящего на солнце", — говорит Иоанн ("Откровение", XIX, 17). "И отменил коней, которых ставили цари Иудейские солнцу ("Четвертая Книга Царств", XXIII, 11) — огненному источнику Духо-Жизни". Жертвоприношение коней и Солнца — ашвамедха.* Кони Солнца известны во всех религиях (греческий Фаэтон, правящий Колесницей). Первосвященник — мобед, каждое утро выезжающий встречать и приветствовать восходящее Солнце — типичен, поскольку колесница представляет тело, конь — жизненный Принцип, а его четыре ноги — четыре мировые расы: черную, красную, желтую и белую, т. е. негроидную, индейскую, монголоидную и кавказскую (четыре касты Ману происходят именно отсюда). Китайцы отразили это в четырех орденах священнослужителей, облаченных в черное, красное, желтое и белое; Иоанн видел в символических конях Откровения те же самые цвета.

энигма: Как и всякая другая религия, зороастризм имел свой культ богослужения, однако сам Пророк считал, что путь к Ормузду лежит не столько через жертвоприношения и обряды, сколько через добрые мысли и праведный образ жизни. На первом плане культе находилось служение огню, как представителю света на земле, стихии чистой и всеочищающей. Жертвоприношения состояли главным образом из произведений растительного царства, сожжение на огне животных было величайшим оскорблением этой стихии. Один из важнейших аспектов религии Зороастра - это учение о чистоте и нечистоте, причём чистота подразумевается как нравственная, так и физическая. Зендавеста постоянно настаивает на чистоте мысли, слова и дела. Ложь, обман, зависть - создания злого духа, с которыми надо всеми силами бороться. Зендавеста внушала человеку противление злу физическому и духовному, побуждала к борьбе с неблагоприятными условиями природы (бесплодием почвы, засухой, болезнями, вредными животными), вызывала энергию в труде, учила думать, говорить, поступать правдиво. Она предписывает человеку занятие земледелием, проведение канав для орошения почвы, вообще утилизацию природы на пользу человека. Если добрых дел и мыслей было больше, то душа считалась достойной рая, мост Чинват становился широким и прекрасная девушка (даэна) - олицетворение совести каждого увлекает душу вверх, в рай; если же больше дурных дел и мыслей, то мост становился узким, как клинок, и отвратительная ведьма тянет душу в "жилище дурного помысла", где каждый грешнк переживает долгий "век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов". Согласно учению Заратустры, грядущий спаситель человечества, праведный человек благого происхождения - "саошьянт" поведёт людей на последний бой против зла. Это отражает основную черту зороастризма - дуализм. В зороастризме признаётся два божественных начала - светлое, олицетворяемое добрым богом Ахурмаздой (Мазда, Ормузд) и тёмное, зло, олицетворяемое злым богом Ангро-Майнью (Ариман). Каждый из них возглавляет сонм духов: света и добра - ахуров, или тьмы и зла - дэвов (дэвы - древнеарийские божества). Оба главных божества являются равноправными творцами мира. Ахурмазда создал всё хорошее, разумное, полезное; Ангро-Майнья - всё дурное, вредное. Между обоими началами происходит вечная борьба. Согласно учению, добрый бог не может отвечать за зло мира, так как оно порождено другой, независимой от него силой. Зло и страдания возможно устранить в будущем, после торжества Ахурамазды, объединения всего человечества, которое обретёт единый язык и общее государственное устройство. Путь к преодолению зла - очищение от него, как моральное, так и культовое, в котором особую роль играет поклонение воде и возлияние, состоящее из трёх элементов: молока и сока листьев двух растений (в раннем зороастризме, как и в индуизме, важное культовое значение отдавалось "хаоме", "соме" - соку "божественного растения", идентифицироват которое до сих пор не удаётся). Число "три" было священным, три составные части возлияния символизируют два приношения от царства растений и одно - от животных, вскормленных водой. Огню (Атар) совершали приношения также из трёх элементов - из сухих чистых трав, благовоний (сухих листьев или трав) и небольшого количества животного жира. Зороастризм запрещает погребение и сожжение трупов, так как это означает осквернение земли, огня и растений, и предписывает оставлять труп в каком-либо пустынном возвышенном месте на съедение хищным зверям и птицам. Учение Заратустры изложено в Авесте - собрании священных книг. Наиболее ранняя сохранившаяся рукопись Авесты - Зенд-Авеста (сред.-персидское - "комментированная Авеста") датируется 13-14 вв. н.э. Кодификация Авесты проводилась при Сасанидах (3 - 7 вв.) В результате кодификации Авеста была записана созданным для этих целей авестийским алфавитом (на основе среднеперсидского языка). До этого времени священные тексты передавались изустно. При Сасанидах Авеста состояла из 21 части (наска). Дошедшая до нас Авеста включает Ясну, Яшты, Видевдат (Вендидад), Висперад. Извлечения молитв составляют так называемую Малую Авесту (Хурд Авеста). Ясна состоит из 72 глав, 17 из которых составляют Гаты - гимны пророка Заратустры, написанные в стихотворной форме. В гимнах отражены иранские легенды и мифы, многие сюжеты которых были использованы Фидроуси в "Шахнаме". Из 21 наска Авесты полностью сохранилась лишь одна книга - Видевдат, в которой отражены более поздние разделы зороастрийской догматики. Видевдат - это свод законов о ритуальной чистоте, дозволенном и запретном, о правилах религиозного очищения, культах огня и других стихий. Многие зороастрийские обряды связаны с временами года и носят сезонный характер. Одним из наиболее значительных и торжественных праздников является Ноуруз - Новый год, праздник восходящий к древнеарийским обрядам и когда-то отмечавшийся всеми индо-арийскими народами (не только иранскими). Ноуруз (Навруз) символизирует пробуждение природы и всего живого на земле, а также победу справедливости и начало новой жизни. Время празднования приходится на весеннее равноденствие, когда солнце входит в созвездие Овна. http://prometey-spb.su/svetochi/4/zoroastr.html



полная версия страницы