Форум » Религии и религиозные направления Мира » Ведические ритуалы » Ответить

Ведические ритуалы

Тамара: [quote]Хома, Агнихотра, Хаван, Яджна, или Ягья -- сакральная огненная церемония, обряд жертвоприношения богам в индуизме. Каждое утро около 4. 30 Бабаджи из Хайдакхана выполнял огненный ритуальный обряд. более древний, чем Веды. Эта огненная церемония также известна как "хаван" (мини-вариант) или "ягия"(полный вариант). Яджна, или — ягья (санскр. yajna) — обряд жертвоприношения в индуизме, который взял своё начало в религиозных практиках ведической религии. Ягья обычно совершается для удовлетворения богов или для исполнения определённых желаний (ритуалы камья). Самым важным элементом ягьи является жертвенный огонь (божественный Агни) куда предлагаются различные подношения, которые, как и всё предлагаемое Агни, уходят к девам. Яджна - "Поклонение; жертвоприношение". Одно из центральных понятий индуизма: жертвоприношение и подчинение посредством актов поклонения, внутреннего и внешнего. Форма ритуального богослужения, которое было особенно распространено в ведические времена и в котором пожертвования - топленое масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева – предлагаются огню в определенном писаниями порядке при пении специальных мантр. Элемент огня, Агни, почитается как божественный посланник, передающий приношения и молитвы богам. Древние Брахманы Вед и Шраута-шастры описывают разные типы ритуалов яджни. Некоторые из них так сложны, что требуют присутствия сотен жрецов, чье мощное пение разносится на мили вокруг. Эти главные яджни проводятся на больших открытых площадках-ягашалах. Домашние яджни, описываемые в Грихья-шастрах, проводятся во дворе дома. Яджня требует наличия четырех обязательных компонентов. Это дравья (жертвенные субстанции), тьяга (дух приношения всего в жертву Богу), дэвата (небесные существа, которые получают жертвоприношение) и мантра (обладающее силой слово или песнь). Хотя пуджа (храмовое поклонение с водой, светильниками и цветами) широко заменила собой яджню, этот древний ритуал еще существует и специализирующихся на нем жрецов по-прежнему готовят в школах в Индии. Крупномасштабные яджни проводятся по особым поводам, например для испрошения у богов дождя во время засухи или мира во время кровавой гражданской войны. Даже в храмах яджня имеет свой агамический эквивалент в виде церемонии под названием агникарака, хома или хавана, которая проводится у специальной ямы для огня (хомакунды) во дворе (мандапе) храма как часть сложных ритуалов-пудж.» Для брахманов (випр) Бог пребывает в огне; для преданных – в сердце; для людей с невысоким интеллектом – в идолах; для тех, кто познал Атмана (свое Я) – повсюду. гата-сангасйа муктасйаджнанавастхита-четасах йаджнайачаратах кармасамаграм правилийате Действия того, кто вышел из-под влияния гун материальной природы и обрел трансцендентное знание, становятся целиком духовными. Ведическая (шраута) ягья обычно совершается посредством повторения или воспевания ведических мантр и гимнов. Ягья проводится священниками адхварью, вместе со священниками хотарами и удгатарами, которым ассистируют дюжины помощников. Обычно, для проведения ягьи на арене жертвоприношения разжигаются один или три жертвенных огня, куда предлагаются различные элементы. Основные элементы, используемые в ведической ягье, это большое количество гхи (топлёного масла), молоко, зёрна и сома. Продолжительность ягьи зависит от её рода, — ягьи могут длится несколько минут, часов, дней или даже лет. Некоторые ягьи совершаются в частном порядке, в других принимают участие большое количество людей. Послеведические ягьи, в которых предлагаются молочные продукты (гхи или йогурт), фрукты, цветы, одежда и деньги, называются «яга», хома или хавана. Делая подношения - рис. фрукты, благовония - участники отдают свою низшую природу огню, произнося определенные мантры. Огонь поглощает все, и его трансформирующая сила ведет к возрождению на более высоком уровне. Ягья исполняется для осуществления конкретных желаний, для обретения божественной защиты, поддержки Природы и устранения препятствий в жизни. Огонь разводится в священном очаге хомакунде (дхуни). Элемент огня - божественное сознание. Явление Бога как Огня присутствует в различных религиях. Например, в Ветхом Завете Господь говорит с пророком Моисеем из горящего, но не сгораемого тернового куста; в другом эпизоде Библии описывается, как Моисей выводил израильтян из Египта в Палестину и перед ними двигался, указывая путь, Огненный Столп, у которого не было видно вершины. Другой пример: во сне праведник Иаков увидел огненную лестницу, уходящую в небеса, по которой восходили и нисходили ангелы. Проснувшись, он на месте того видения поставил вертикально камень и совершил жертвенное возлияние Господу. Таким образом, культ Огня присутствует у разных народов и это не удивительно, ведь это самый древний способ почитания Всевышнего Бога. Чтение древних мантр огню и предложение пищевых подношений преобразовывает грубую, материальную энергию в тонкую. Хома сжигает нашу дурную карму, уравновешивая биополе (ауру) и атмосферу; гармонизирует окружающую среду. Медитируя на огонь, мы учимся концентрироваться на Божество в форме света. В дхуни мы поклоняемся огню в форме Шакти - Божественной Матери. Огонь является проявлением космической энергии (шакти) и средством преобразования. Он представляет пламя души, горящей в сердечной чакре. Огонь воспринимается как живая, божественная сущность, а дхуни как храм.[/quote]

Ответов - 81, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Тамара: Вот еще толкование: же́ртва; жертвоприноше́ние; принесение жертвы (богу) Действие во искупление грехов или в ожидании ответного благодеяния — часть ритуалов многих религий. Центральная идея космогоний — идея «изначальной жертвы». Иными словами, без жертвы нет творения. Поскольку всякое творение подразумевает жертву, она представляет собой жизнь-смерть, цикл перевоплощений. Жертва отождествляется с творением, а человек — с одним из аспектов космоса. Во многих мифологиях и традициях считается, что мир был создан из частей объекта жертвоприношения: в Вавилоне — из расчлененной Тиамат, у древних германцев — из Йинир. Каждое место жертвоприношения — это центр мира. Жертвоприношение человека — это искупление беспредельной человеческой гордыни предложением богам крови. Ритуальное жертвоприношение царей (считалось, что они приносят земле плодородие) было связано с началом ирригационных работ, приносящих оплодотворяющие и дающие жизнь воды. Когда оплодотворяющая сила царя истощалась, от этого страдала страна и ее народ, поэтому царя приносили в жертву богине Матери-Земли, чтобы восстановить эту силу в новом царе. Жертвоприношение происходило в день смерти старого года, в период двенадцатидневного хаоса перед возрождением солнца и нового года. Позднее вместо царя стали приносить в жертву «козла отпущения». Жертвовать — значит жертвовать собой, и приобретённая духовная энергия, пропорциональна значимости потерянного. Все формы страдания могут быть жертвенными, если они осознаны и приняты всем сердцем. Физические и негативные знаки жертвы — увечье, бичевание, самоуничижение и жестокие наказания или несчастья — символы и составная часть устремлений духовного порядка. Большинство легенд, сказок, житий и т. д. повествуют как о страданиях, так и о необычных ситуациях униженности (Золушка). Будучи символом самоотречения, жертва подразумевает обмен материального блага на духовное. В древности жертвоприношения служилц спасению и сохранению невинности народа — люди освобождаются от своих недостатков, перенося их на жертву, которую затем убивают вместе со всем ее злом в ходе специального обряда. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%96%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0 Здесь по ссылочке можно почитать подробности.

Тамара: eco пишет: У тебя другой. Вот и весь итог. рано ты подвел итог, я еще ищу подтверждения твоей или моей версии понимания.

Тамара: В процессе поиска много интересных подробностей узнаю. Жертвоприношение ритуальное действие, относящееся к древнейшим культовым формам. При помощи жертвоприношения люди надеялись получить помощь и благословение богов, предотвратить несчастье, искупить вину и очиститься от преступления, принести благодарность за полученную помощь и спасение, почтить божество и вступить с ним в связь. Жертвоприношение совершалось также при исполнении клятв (клятва жертвоприношения), при заключении договора, жертвоприношения умершим - при погребении или у могилы. Объектом жертвоприношения было все, что люди считали необходимым для жизни или ценным. Важнейшую роль в античности играли бескровные жертвоприношения: у земледельцев - плоды (Жертвоприношение начатков) или приготовленные из них кушанья - каши, печенья; в культе героев - мед, молоко и оливковое масло. Большое значение имело вино при совершении возлиянии. При воскурениях сжигались местные (лавр и т.п.) или драгоценные восточные благовония (ладан и т.д.). Кровавыми жертвоприношениями были приносимые в жертву животные, обычно свиньи, овцы, крупный рогатый скот, а также козы и мелкие домашние животные, рыба и посвящались данному божеству животные (лошадь для Посейдона, собака для Гекаты, петух для Асклепия, гусь для Исиды и т.д.). Животных сжигали вместе с умершими, закапывали или топили (при жертвоприношениях подземным богам, умершим, жертвоприношения при клятвах и очищении и при жертвоприношении с целью вопрошения о будущем). При жертвоприношении пищи часть ее сжигалась, а большая и лучшая часть съедалась жертвующим и жрецом. Жертвоприношение совершалось с соблюдением строгих предписаний относительной безупречности и красоты специально выбранных животных, употреблявшиеся при этом утвари и участников жертвоприношения (облачения, культовая чистота совершающих жертвоприношение, заповедь молчания). Если происходили нарушения, жертвоприношение следовало повторить. Жертвоприношения совершались также в форме вотивных даров (изображения больных частей тела) в храмах богов здоровья: жертвоприношение волос при вступлении в зрелый возраст или при вступлении девушек в брак. Формой жертвоприношения был также лектистерний. Традиция единичный человек. Жертвоприношения. в греко-римском мире в истории врет (принесение в жертву трех персов перед Саламинской битвой, погребение заживо четы галлов и греков в 228 и 216 до н.э. в Риме) спорна. Христиане отказывались от всех жертвоприношений, в т.ч. и от принятых в культе императоров, и тем самым противопоставляли себя государственным властям, рассматривали отправление культа императора как доказательство лояльности. В раннем христианстве жертвоприношением считалась молитва, милостыня, деятельная любовь к ближнему; так как Христос сам принес себя в жертву, жертвоприношение усматривали позднее также в Тайной вечере. В. Д. Гладкий "Древний Мир" Том 1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/5401/%D0%96%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5


Тамара: ЖЕРТВА ЖЕРТВА ж. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. || Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; || отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь. || Пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих. Один бывает невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей. Приносить жертву долгу, отечеству, признательности. Отдать или предать что, кого на жертву, дать погибнуть, покинуть в беде, предать. Жертвище ср. идольское требище, капище. Жертвенный, к жертве вообще относящ., для нее предназначенный. || Арх. напрасный, клеветной, обидный. Это поклеп жертвенный. Жертвенная, —ных ср. мн. церк. что приносится в жертву. Заклать жертвенная. || ж. комната, место или простор, где совершается жертвоприношенье; жертвище, капище, требище. Жертвенник м. возвышение различного вида, столик, отрезок столба с украшениями, для принесения жертв божеству, по обрядам веры; он же служил иносказательным изображением любви, дружбы, признательности. Жертвенник, церк. жертовник м. в церквах наших, освященный стол на левой стороне алтаря, для приготовленья на нем бескровной жертвы, а по древнему обычаю: место, смежное с алтарем, где принимались просфоры во время проскомидии. Жертвовать что, чем, приносить в жертву, отдать на жертву, не щадить, выдавать кого, что; лишать себя чего добровольно, для пользы других или иных видов. Жертвуя рублем, приобрел тысячи. Жертвуй головою, не жертвуй душою. Жертвую на погорелых двести рублей. Приказано жертвовать на общеполезные заведения, полицейское объявление; —ся, безличн. быть жертвуему, приноситься в жертву. Жертвованье ср. длит. действ. по глаг. Жертвователь м. —нища ж. жертвующий. Слова сложные, как: жертвоистязатель, жертвоприношенье, жертвоприимец и пр. понятны по себе. Энциклопедия. Как я поняла, четкого разделения ни один токователь не дает, рассматривая разные варианты смысла.

eco: В каких-то частных случаях эти понятия могут совпадать. Тогда это оговаривается. Но разделять надо иначе будет путаница и искажение понятий. Рубль брошенный в храме, на закупку свечек и жизнь отданную за людей не должны называться одним понятием.

Тамара: Зов, Январь 13, 1922 г. Создали вы дело, которое и богачам не под силу. Но приносимая чистая жертва отдается Богом, принесшим Исаака по чистой вере. И Гора Мории, приявшая жертву, сохранит сокровище сердца. Немалое дело подняли вы, И положили достояние свое на явленный жертвенник, не хвалясь и не воздвигая устремления личного. Видишь и в Учении употребляется как жертвоприношение слово жертва.

Тамара: eco пишет: Рубль брошенный в храме, на закупку свечек и жизнь отданную за людей не должны называться одним понятием. Разумеется. Я думаю из понятия жертва исключаются случаи,когда человек или животное стал жертвой несчастного случая и то о чем ты говоришь, конечно является ложным жертвоприношением самости. Мне было интересно другое, можно ли считать освобождение от какого-то порока жертвоприношением, или это просто долг, обязанность? Ведь в этом есть две стороны, с одной стороны мы никому ничего не отдаем, а просто выполняем духовную работу.Но с другой стороны, человек становясь праведным, чистым, обязательно привносит в жизнь плоды бескорыстного труда, светлую энергию, тем самым помогая в целом эволюции.

eco: Тамара пишет: Мне было интересно другое, можно ли считать освобождение от какого-то порока жертвоприношением, или это просто долг, обязанность? А зачем тебе это знать? Важнее как ты считаешь, а не как где-то написано. Тамара пишет: с другой стороны, человек становясь праведным, чистым, обязательно привносит в жизнь плоды бескорыстного труда, светлую энергию, тем самым помогая в целом эволюции.Ну и? Помогая эволюции, себе в первую очередь. Факт жертвы зависит не от действия, а от твоего состояния. Ты можешь жертвенно спасти своего начальника из пожара, так как он обещал повысить тебе оклад. Это не будет жертвенным поступком. Ты можешь пожертвовать чем-либо из-за того, что ты знаешь, что тебе воздастся. И это не будет жертвой, это будет обмен, торговля с Богом. Жертвуя ты не думаешь о своих выгодах. При настоящей жертве у тебя есть выбор или жертвовать или нет и при этом тебя никто не осудит. Жертва под обстоятельствами это также неполноценная жертва. Просто у тебя выбора не было. Читай Книгу о Жертве, там примеры. На нашем уровне это конечно попроще. Тем не менее. Если отец бросит пить и курить ради здоровья ребенка, то такой поступок я признаю жертвой. Особенно в том случае, если других сильных мотивов у него не было. Но если он бросает ради здоровья, карьеры, т.е. ради себя. То это не жертва. Тем не менее это хороший поступок и заслуживает похвалы. Вот я и спрашиваю, тебе зачем знать жертва это или нет. По любому, избавление от недостатков, это положительный поступок. В каких-то случаях это будет жертвой.

Тамара: eco пишет: Вот я и спрашиваю, тебе зачем знать жертва это или нет. Уже отвечала, что нужно четко разбираться в терминах, чтобы лучше понять читаемые материалы. Ты хорошо разложил по полочкам, что поступок бескорыстный, не для собственной выгоды, можно считать жертвой, остальное либо угождение себе любимому, даже если это в принципе полезный поступок,либо вынуждают обстоятельства, тогда это и вовсе никакой поступок.

eco: Изучать индийскую мудрость хорошо по работам духовных учителей той же Индии. Наши местные кришнаиты это в основном лекторы и комментаторы, они не "тянут" на духовных учителей. И они представляют одну из ветвей (по сути сект) обширных религиозных течений Индии. Вся эта раздробленность говорит о потере смысла данных когда-то знаний. Считаю, что полезнее читать Ошо, чем кришнаитов. У Ошо больше мудрости, у кришнаитов больше предрассудков. Хотя и у них отражена мудрость Востока. Сам я предлагаю прислушатся к мнению Шри Ауробиндо, его мнение созвучно мыслям многих мудрецов Индии. Если мы обратимся к эпохе зарождения индийского общества, к далеким ведическим временам, которые мы уже не способны понять, ибо мы утратили видение и мироощущение людей той эпохи, мы увидим, что все там глубоко символично. Религиозный институт жертвоприношений ежечасно и ежеминутно управляет всей жизнью общества, и ритуал жертвоприношения во всех своих проявлениях, до малейших деталей, мистически символичен, как показывает даже самое поверхностное знакомство с Брахманами и Упанишадами. Появившаяся в результате неверного истолкования теория, по которой жертвоприношение совершалось исключительно для того, чтобы умилостивить богов, олицетворяющих силы Природы, для достижения земного благополучия и райского блаженства, порождена человечеством более позднего периода, которое уже подверглось сильному влиянию интеллектуального и практического ума - практического даже в религии и даже в своем мистицизме и символизме, а потому потеряло способность проникнуться духом предков. Не только религиозные культы, но и общественные институты того времени были насквозь пронизаны духом символизма. Возьмем гимн Риг-Веды, который считается свадебным гимном, посвященным брачному союзу двух людей, и который, конечно, использовался в этом качестве в поздние ведические времена. Однако весь смысл гимна сводится к описанию ряда последовательных бракосочетаний Сурьи, дочери Солнца, с различными богами, и бракосочетание людей представляется здесь лишь делом второстепенным, которое остается в тени божественной и мистической личности, в полной мере ею обусловливается и воплощается в слово на ее языке. Заметьте, однако, что божественное бракосочетание здесь не является, как было бы в древней поэзии позднейших времен, неким декоративным образом или поэтическим украшением, призванным выгодно оттенить и обрамить брачный союз двух людей; напротив, человек здесь - второстепенный персонаж и отражение божества. Эта характерная особенность и указывает на разительное отличие древнего менталитета и современного взгляда на мир. Этот символизм долгое время влиял на индийские представления о браке и даже в наше время существует на конвенциональном уровне, хотя уже не имеет силы и истинное его понимание утрачено. Шри Ауробиндо. Человеческий цикл. Вот как Шри Ауробиндо описывает суть жертвоприношений: ...нам следует превратить всю свою жизнь в сознательное жертвоприношение. Каждое мгновение и каждое движение нашей жизни должно сделаться непрерывной и исполненной преданности самоотдачей Вечному. Все наши действия, причем самые мелкие, ординарные и незначительные не в меньшей степени, чем самые великие, значительные и благородные, должны совершаться нами как акты посвящения. Наша индивидуализированная природа должна жить в едином сознании внутреннего и внешнего действия, посвященного тому Нечто, что стоит за нами более великое, нежели наше эго. Не имеет значения, каков дар и кому мы его подносим, в этом действии должно присутствовать сознание, что мы подносим его единому божественному Бытию во всех существах. Наши самые обычные и самые грубые материальные действия должны приобрести этот возвышенный характер; когда мы едим, то должны сознавать, что даем пишу этому Присутствию в нас; это должно сделаться священным предложением жертвы в храме, и мысль о простой физической потребности или самоудовлетворении должна покинуть нас. В любом возвышенном труде, в любой высокой практике, в любом трудном или благородном предприятии, осуществляется ли оно для самого себя, для других или для человеческой расы, не будет более возможным задерживаться на идее о расе, о самом себе или о других. Вещь, которую мы делаем, должна быть сознательно принесена как жертва трудов не им, но – либо через них, либо непосредственно – единому Божеству; Божественный Обитатель, который был скрыт этими низшими представлениями, не должен более оставаться скрытым, но должен всегда зримо существовать для нашей души, нашего ума и наших чувств. Труды и результаты наших трудов должны быть отданы в руки этого Единого с чувством, что это Присутствие есть Бесконечный и Высочайший, благодаря кому только и возможны все наши труды и стремления. ... Само наше вдыхание и выдыхание, само биение нашего сердца могут и должны сделаться сознательными в нас в качестве живого ритма вселенского жертвоприношения. ... Этот путь обладает всей силой интегрального и полноценного пути трудов, а из-за присущего ему закона жертвы и самоотдачи Божественному Я и Владыке ему сопутствует, с одной стороны, вся сила пути Любви и, с другой, вся сила пути Знания. При его завершении все эти три божественные Силы действуют одновременно, слито, объединённо, завершённо, усовершенствованные благодаря взаимному влиянию.Это уже глубокий духовный путь. А не размышление о пути, что делает большинство. Для пути обязательно нужен учитель.



полная версия страницы