Форум » Религии и религиозные направления Мира » Мост между Иудаизмом и Христианством - Ессеи! » Ответить

Мост между Иудаизмом и Христианством - Ессеи!

Тамара: КУМРАН. МОСТ МЕЖДУ ИУДАИЗМОМ И ХРИСТИАНСТВОМ.вчера в 21:45 Источник: krotov Гайдпаркер: Виктор Иванов Среди многочисленных иудейских религиозных течений, групп и сект была одна, учение и организация которой имеют непосредственное отношение к возникновению христианства. Это ессеи, о которых рассказывают древние авторы: еврейский историк Иосиф Флавий (около 37-100 года нэ), еврейский философ Филон Александрийский (около 30 года до нэ-40 год нэ), римский историк Плиний Секунд Старший (23-79 годы нэ), философ Ипполит Римский (170-235 годы нэ). Это было крайне радикальное религиозное движение, утверждавшее, что всё иудейское общество погрязло в грехах и поэтому необходимо, удалившись в Иудейскую пустыню, искать «истинной веры» и спасения в предвидении надвигающихся «конца света» и «суда божьего». Историки того времени описывают ессеев как убеждённых аскетов, живших вдали от мира. Ессеи не только не имели рабов, но сурово осуждали сам институт рабства, как противоречащий естественному закону природы. Ессеи всё делают по указанию лиц, стоящих во главе их. В рассказе Иосифа Флавия о ессеях говорится и о «законодателе», перед именем которого, «после бога, они (ессеи) больше всего благоговеют». Заставить их отречься от законодателя не могли никакие орудия пыток, применявшиеся римлянами во время войны: ни огонь, ни дробление костей, ни «растягивание». Читая древних авторов о ессеях, следует иметь в виду одно обстоятельство. Подобно тому, как в традиционном иудаизме фарисеи делились на семь категорий, ессеев следует рассматривать не как единую организацию, а как движение, в котором существовали многочисленные более или менее близкие друг другу группы. Возможно, что идейным центром ессейского движения был Хирбет-Кумран. Иосиф Флавий обращает внимание на то, что желающий присоединиться к секте ессеев не скоро получал доступ в неё. Он сообщает о двух этапах посвящения: в течение первого года испытуемый проходил искус воздержания, подвергая себя всем тяготам, связанным с образом жизни общины. Успешно выдержав этот экзамен, он в дальнейшем допускался к участию в ритуальном омовении, или «очищающем водоосвящении». Затем проверяли его самообладание, характер. Если и здесь вновь посвящаемый проявлял себя достойным образом, после принесения ряда клятв он уже мог принять участие в общей трапезе, которая опять-таки носила ритуальный характер. Вступающий в секту ессеев клялся почитать бога, никому не причинять зла, ненавидеть несправедливых и защищать правых, говорить всегда правду и разоблачать лжецов, ничего не скрывать от своих собратьев по секте, не искажать догматов секты при ознакомлении с ними других, «хранить и чтить книги секты и имена ангелов». От Флавия же мы узнаём, что внутри секты ессеев господствовала строгая иерархия, предполагавшая деление «на четыре класса; причём младшие члены так далеко отстоят от старших, что последние при прикосновении к ним первых умывают своё тело, точно их осквернил чужеземец». Ессеи приняли участие в антиримском восстании 66-73 годов нэ под предводительством Иоанна-ессея. Несмотря на героизм ессеев, эта борьба завершилась полным поражением. По словам Флавия, «война с римлянами проверила силу их (ессеев) духа. Во время этой войны их скручивали, растягивали, жгли, ломали и провели через все орудия пыток, для того чтобы они возвели хулу на законодателя (Учителя праведности) либо отведали запретной пищи. Однако они не согласились ни на то, и на другое, никогда не заискивали перед притеснителями и не плакали. Улыбаясь в мучениях и насмехаясь над теми, кто их пытал, они испускали дух в радостной уверенности, что они его вновь обретут». После разгрома восстания 66-73 годов нэ ессеи исчезли из истории навсегда. В 20-м веке была сделана сенсационная находка документов одной из ессейских общин. Это была община, названная современными нам учёными кумранской общиной по названию местности - Хирбет-Кумран - в районе Мёртвого моря, где в 1945 году арабским мальчиком-пастухом бедуинского племени таамире были случайно найдены нетронутыми рукописи, спрятанные в пещере ещё в I веке нэ. Найденные свитки пролежали у него дома два года. Только весной 1947 года его дядя отвёз их на базар в Вифлеем и продал там торговцам антиквариатом.

Ответов - 6

Тамара: В районе Мёртвого моря были проведены многочисленные археологические раскопки, которые дали поразительные результаты. Было найдено несколько поселений, многочисленные письменные документы. Изучение документов дало поразительные результаты. Предполагают, что это поселение в Кумране возникло в конце 2-го века до нэ. Оно быстро разрасталось. Вероотступничество иудейских царей и первосвященников толкало ортодоксальных последователей иудаизма в эту обособленную общину. Вероятно, численность общинников доходила до 300-400 человек. Однако землетрясение 31 года до нэ прервало обычный ход деятельности общины. Жизнь поселения стала затухать или, возможно, прекратилась вовсе. Правда, ненадолго. Через три десятилетия, в годы правления Ирода Великого, Кумран стал возрождаться и функционировал до последнего периода иудейского восстания 66-73 годов нэ. Вероятно, найденные документы были укрыты в пещерах в 68 году нэ, когда общинники почувствовали опасность своему существованию. По свидетельству Флавия, в районе Мёртвого моря в это время действовал 10-й римский легион под командованием Флавиуса Сильвы. Он, очевидно, осадил и взял Кумран. Археологи обнаружили следы большого пожара, брошенную утварь, рассыпанные монеты. На этом история общины Кумрана заканчивается. Победители, изгнав прежних жителей, основали там свой пост. Всего в районе Мёртвого моря было обнаружено одиннадцать пещер, содержащих древние рукописи. Археологам удалось извлечь около 40 тысяч фрагментов около 800 рукописей на еврейском (90%), арамейском и греческом языках. Кумранские рукописи можно условно разделить на три группы. 1) Ветхозаветные тексты на языке оригинала и их переводы на арамейский и греческий языки. 2) Апокрифические сочинения (религиозные тексты, не вошедшие в канонический состав Ветхого завета). 3) Ранее неизвестные рукописи кумранской общины или близких к ним общин. Сенсационность кумранского открытия состояла в том, что до него самым древним из обнаруженных полных еврейских текстов библии была рукопись, датируемая 1008 годом нэ. К основным произведениям кумранской общины ессеев относятся тексты, условно названные современными исследователями Уставом общины, Уставом благословений, текстом Двух колонок, Свитком (уставом) Войны, Свитком Гимнов, а также комментарии к ветхозаветным книгам, различные тексты апокалиптического и мессианского содержания. Община кумранитов существовала во II веке до нэ – I веке нэ. Её члены удалились в Иудейскую пустыню и создали замкнутую религиозную организацию. Они исповедовали иудаизм, но считали, что иудейские цари и жрецы осквернили иерусалимский храм нечестием, исказили божественное учение. Кумраниты порвали отношения с иерусалимским храмом и стали называть себя «Новым союзом» или «Новым заветом», поскольку старый завет с богом, по их мнению, был непоправимо нарушен сторонниками ортодоксального иудаизма. Словосочетание «Новый завет» встречается в кумранских рукописях пять раз. Название «Новый завет» говорит о том, что по представлениям кумранской общины «Старый завет», заключённый между богом и патриархом Авраамом и явившийся основой союза между Яхве и иудейским народом, утратил свою силу и начался период «Нового завета», заключённого богом с кумранской общиной. Кумранской общине была характерна замкнутость, общность имущества её членов, обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы и изучение религиозных текстов. Вступить в общину было трудно. Люди, недовольные своей тяжёлой жизнью, не видящие иного выхода, шли к кумранитам. Стремление вырваться из мира социального и духовного гнёта, порождённое экономическими и политическими условиями Иудеи того времени, предопределило многие черты мировоззрения кумранитов, в том числе и формирование образа Учителя Праведности, божьего посланца, мессии, которому кумраниты вручали своё «спасение» в близкий день «страшного суда». Большое место в повседневной религиозной жизни кумранской общины занимал обряд ритуальных омовений – баптизм, переросший в христианстве в крещение. Важной новой особенностью обряда баптизма у кумранитов стала обусловленность очистительных омовений (погружения в воду) предварительным раскаянием и очищением души, чего в ортодоксальном иудаизме не было, и что позже включит в свою идеологию родившееся христианство. В одном из кумранских документов читаем: «Пусть они не вступают в воду, чтобы прикоснуться к чистоте людей святости, ибо они не очистятся, если не отвратятся от зла». Ритуальные омовения, по мнению идеологов общины, оказываются действенными лишь в том случае, если ритуалу предшествуют покаяние и внутреннее очищение. Это существенно отличается от ветхозаветного законодательства иудаизма. Там омовение наряду с очистительным жертвоприношением служили средством механического очищения от болезней и от грехов, путём прикосновения к «источникам чистоты», очищения, не требовавшего предварительного душевного раскаяния. Даже у великих пророков, столь часто призывавших к душевному раскаянию независимо от ритуальных омовений, можно найти примеры механического очищения (Исаия 6:6-7, Иезекииль 36:25-26). Ессеи же, напротив, вводили новые правила очищения. Согласно сообщениям Флавия, ессеи практиковали ежедневные омовения после окончания первой половины трудового дня и до первой трапезы. При этом «мужчины опоясывались льняными повязками», а женщины «купались в одеянии». Кумраниты, по-видимому, заменили кровавые жертвоприношения в иерусалимском храме, куда, как известно, им не было доступа, ритуальными омовениями. Кумраниты отказались от храмовых жертвоприношений, и это нашло отражение не только в Уставе, в котором отчётливо проступает приоритет «духа святыни», «справедливости и совершенства пути» перед «жертвами всесожжения» и «жертвами жиром», но и в другом произведении общины, именуемом «Флорилегиум». В нём провозглашается создание «храма человеческого», в котором «воскурения» перед богом будут приноситься в виде добрых дел.

Тамара: Принципиально важное положение, согласно которому ритуальные омовения оказываются действенными лишь в случае, если им предшествует покаяние и внутреннее очищение, совпадает с толкованием обряда омовений Иоанном Крестителем. Флавий сообщает, что по учению Иоанна «омовение принято будет богом лишь в том случае, если его будут совершать не ради прощения им различных прегрешений, но ради очищения их тела, поскольку и душа их (омывающихся) предварительно очистилась праведностью». Таким образом, безусловное требование предварительного покаяния и внутреннего очищения является тем новым, что внесли кумраниты, а затем и сторонники Иоанна Крестителя и христиане в понимание старинного иудейского обряда ритуальных омовений. Рассмотрение идеологических воззрений кумранитов сопряжено с определёнными сложностями. Это вызвано, в первую очередь, замкнутостью общины, проявляющейся в строгих запретах, даже под страхом смерти, как об этом сообщает Иосиф Флавий, открывать посторонним «секреты» секты – её доктрины, а также в предписаниях хранить в тайне религиозные произведения секты, имена ангелов и т.д. Вступающий в общину давал клятву сохранять в тайне учение общины. Приведём две цитаты из Устава общины. «Следует скрывать Учение от людей кривды», «не скрывать ничего от членов общины, а другим не сообщать даже под страхом смерти». Мировоззрение кумранитов, конечно же, выросло на почве иудаизма. Об этом свидетельствует вся библиотека общины, непрестанные призывы к соблюдению «закона Моисеева», что, кстати, было характерно и для Иисуса и первой иерусалимской общины иудео-христиан (вспомним послания Петра). Но нельзя не отметить, что в идеологии и обрядности кумранитов появляются элементы, чуждые иудаизму. В одном из документов общины мы читаем: «не следует присоединяться более к дому Иуды (Иудее), но каждый должен стоять на своём посту». Противопоставляя себя нормативному иудаизму, кумраниты считали всех приверженцев официального культа Яхве нечестивыми отщепенцами, а себя отождествляли с «истинным Израилем». Только расхождением с официальным иудаизмом можно объяснить такие факты, как пользование особым календарём (по датам праздников он отличался от официального иудейского), отказ от участия в храмовых культах, обновлённое содержание ритуальных омовений, отличный от общепринятого обряд захоронения, отождествление всего «внекумранского» с «сынами тьмы». И всё же, несмотря на указанные выше сложности, можно со всей определённостью говорить об идеологии кумранской общины. Ядром и стержнем общественных и религиозных воззрений кумранитов были концепция дуализма, представления о предопределённости, избранничество, эсхатологизм и мессианизм. Читатель, не унывай, ниже подробно, русским языком, будет рассказано, что означают эти заумные, на первый взгляд, термины. С особой отчётливостью дуалистическое учение изложено в Уставе общины. «Бог сотворил человека для владычества над миром и положил ему два духа, чтобы ими руководствоваться до срока Его проверки (у христиан «проверка» превратилась в «страшный суд»). Это духи правды и кривды. В истоке света – происхождение правды, и из источников тьмы возникает кривда. В руке князя света власть над всеми сынами праведности, путями света они будут расхаживать. В руке ангела тьмы вся власть над сынами кривды, и путями тьмы они будут расхаживать. От ангела тьмы заблуждение всех сынов праведности, все их прегрешения, грехи, и преступные деяния – в его власти, согласно тайнам Бога, до назначенного им срока. И все духи его жребия стремятся заставить споткнуться сынов света, но Бог Израиля и ангел Его правды помогает всем сынам света. И Бог сотворил духов света и тьмы и на них основал всякое действие». Из этого следует, что обе противоборствующие силы – света и тьмы – созданы единым богом. Таким образом, кумранский дуализм не выходит за рамки строгого иудейского монотеизма. В книгах Ветхого завета читаем: Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и сотворяющий зло – Я, Яхве (Господь – в синодальном переводе библии), делаю всё это (Ис 45:7). Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? (Плач 3:38). Однако в Ветхом завете имеются лишь отдельные элементы дуалистического учения. Там нет столь резкого противопоставления сил «света» и «тьмы», нет и следов изначальной борьбы между ними; нет даже намёка на грядущий финал этой борьбы, столь конкретно видимый кумранитами. Именно разработанный и детализированный кумранский дуализм был идеологическим обоснованием разрыва «сынов света» (кумранитов) с остальным иудейским обществом («сынами тьмы»), ухода в пустыню и развития там общинной, коллективной жизни. В тесной связи с учением о дуализме находится и другой важнейший элемент кумранской идеологии – учение о предопределении. Вера кумранитов в предопределённость всех поступков людей означала их отход от библейской канонической теологии. Согласно этому учению, бог, создав царства «сынов света» и «сынов тьмы», заранее предопределил их поведение. В Уставе общины эта мысль выражена весьма отчётливо. «От Бога знаний происходит всё сущее и будущее; и ещё до их бытия Он предначертал все их планы. И когда они станут теми, кем им предначертано было стать в соответствии с Его славным предначертанием, они выполнят своё дело, и ничто не может быть изменено». В другом месте того же Устава говорится: «И всё произошло через Его знание; и всё сущее Он в замысле своём предначертал, и без Него ничто не делается». Надо сказать, что идея предопределённости не была нова для нормативного иудаизма. Вот что пишет автор Плача Иеремии. Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои (3:37-39). Эта же идея, как увидим чуть ниже, сохранилась и в христианстве. Из учения о дуализме и предопределённости вытекает третья характерная черта идеологии кумранской общины – концепция избранничества, или, пользуясь кумранско-христианским термином, «избрание благодатью». Если человечество извечно разделено на два противоборствующих лагеря – «света» и «тьмы», если пребывание каждого человека в отдельности в каждом из этих лагерей заранее предопределено богом, то из этого логически проистекает вера в то, что «сыны света», (члены кумранской общины) избраны «божественной благодатью», а «сыны тьмы» (все остальные) отвергнуты богом. Другими словами, как сказано в одном из кумранских текстов, «Бог не избрал их издревле». Члены кумранской общины, как позднее и христиане, называли себя «избранниками бога», «сынами благодати», а свою общину – «союзом благодати» и «общиной Его избранников». Отличие кумранской концепции «избранничества» от традиционной иудейской заключается в том, что нормативный иудаизм считал «избранным» весь еврейский народ, а кумранская концепция исходит из индивидуального «избранничества» лишь членов кумранской общины. Правда, идея избранничества кумранской общины, как и общины Иисуса, ещё не утратила своей связи с этносом - «избранные» только из иудеев, «избранный последний остаток Израиля». Тем самым во главе угла кумранитами ставилось не этническое начало, а моральное. Сообщество кумранских «избранных», отвергнув иерусалимский храмовый культ, стало рассматривать свою общину как «храм духовный», временно заменяющий им иерусалимский храм. Хотя кумраниты считали себя только остатком Израиля и строго обособились от остальных иудеев, она рассматривала себя в качестве истинного наследника всего «избранного народа». Тот, кто не принадлежит к остатку, не может считать себя израильтянином. Кумранская община была сообществом апокалиптического мышления – видения и обнажения сокрытого. Если в Ветхом завете утверждается, что сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим (Втор 29:29), то в кумранских текстах сообщается, что бог заключил «Новый союз» с общиной «нового Израиля», «чтобы открыть им сокрытое» и «чтобы познать сокрытое». Это «сокрытое» – тайна будущего, «конец времён», финал вековой борьбы между силами света и тьмы, добра и зла. «История будущего» и есть область «эсхатона». Кумранская эсхатология является дальнейшим развитием ветхозаветной эсхатологии, представленной в пророческих сочинениях. Туманные видения и предвидения в книгах Ветхого завета относились к весьма неопределённому будущему (например, Исаия 2:4, 65:25). Для кумранских рукописей характерна более глубокая разработка проблемы «последних дней» и развитие идей индивидуального бессмертия души, телесного воскресения праведников, возмездия и наказания нечестивых. В основу своих воззрений кумраниты положили постулат, по которому зло ограничено не только противодействием сил добра, но и временем. Кумраниты считали, что зло в мире вовсе не законный принцип, а дефект, который будет исправлен в «конце времён». Как всемогущий, всевидящий и всепредвидящий бог допустил этот дефект при сотворении мира, естественно, не объясняется.

Тамара: Ожидание «конца времён», «последних дней» царства зла и обновления жизни на земле составляет одну из самых характерных черт кумранской идеологии. Кумраниты, как затем и Иисус, считали, что мир уже вступил в «последние времена», а приход «последнего срока» представлялся ими весьма конкретно и в близком будущем. В Уставе кумранитов ад назван «мраком вечного огня», а в другом документе говорится: «и серным огнём накажет его (нечестивца)». Не отсюда ли вписано в Апокалипсис: «озеро огненное, горящее серою» (19:20). Для того чтобы задержка наступления «последнего срока» не смущала членов общины, им было разъяснено, что «последний срок продлится долее, чем то, что предсказали пророки». Это оттого, что «дивны тайны Бога», и что «они неустанно будут служить делу истины, даже когда затянется для них наступление последнего периода, ибо все сроки, установленные Богом, наступят в свой черёд, как Он предначертал им в тайных своих премудростях». В кумранских текстах изображается не только гибель старого мира, но также и рождение нового. Кумраниты считали, что крушение старого мира произойдёт в результате мучительной сорокалетней войны «сынов света» против «сынов тьмы», подробно и во всех деталях описанной в Уставе Войны. Одним из источников возникновения мессианизма в кумранской общине были представления о крайней ограниченности не только физических, но и моральных и интеллектуальных сил человека. В одном из гимнов мы читаем: «И что представляет собою человек? Прах земной он, из глины вылеплен, и в прах возвращение его. Я есть прах и пыль. И о чём я могу помыслить без Твоего желания, и что замыслить могу без воли Твоей, и как укреплюсь без того, чтобы Ты не поставил меня?». «А я – сосуд глиняный. Что я? Замес на воде. Кем я почтусь и что за сила у меня?» О том же говорится и в Уставе общины: «Он из глины вылеплен, и к праху его устремление. Что возразит глина и творение руки? И какой совет поймёт?» Согласно верованиям древних евреев, перед приходом мессии на землю туда явится особый небесный вестник, который своими призывами к раскаянию и нравственному совершенствованию, к избавлению от грехов и дурных помыслов подготовит народ к приёму спасителя. Сложилась вера, что таким предтечей будет ветхозаветный пророк Илия. При широком распространении таких верований не удивительно, что кумранские сектанты ждали прихода мессианского пророка. Точнее, кумраниты ждали не одного, а двух (по некоторым предположениям, трёх) мессий: одного из рода царя Давида, второго – воскресшего Учителя праведности (третий, вероятно, - посланник бога). В воззрениях кумранитов особое место занимает почитание основателя общины – «Учителя праведности». Любопытно совпадение названия священной храмовой горы Мориа и имени Учителя, дословно - «Морэ Седэк», «Мориа Праведник». По-видимому, он существовал в действительности и жил в период около 180-80 годов до нэ. В настоящее время нет возможности отождествить Учителя с известными нам историческими личностями. Вместе с тем, нет оснований и сомневаться в реальности существования основателя кумранской общины. Он создал учение кумранитов. Преданность заветам Учителя, по мнению членов общины, должна спасти его сторонников во время «страшного суда». После его смерти, как это обычно бывает в новых религиозных учениях, произошла мифологизация его образа. В кумранских текстах отчётливо засвидетельствовано верование кумранитов во всеобщее воскресение мёртвых, поэтому, вероятно, они верили в возможность воскресения своего Учителя и его возвращения на землю. То же произошло, как мы знаем, и с образом Иисуса после его казни. Суммируя сведения об Учителе, приведённые в кумранских текстах, можно сказать следующее. Он был священником из иудейского священнического рода. По мнению кумранитов, Учитель был особо одарён свыше. Ему была ведома истина непосредственно «из уст Бога». Бог наделил Учителя умением «истолковывать все слова Его пророков-рабов» и «поведал все тайны слов Его пророков-рабов». Спасение от суда в «последние дни» обусловлено верой в Учителя и верностью ему. Спасение зависит от особого отношения к Учителю. Бог спасёт от «дома суда» последователей Учителя за их веру в него. Вера в Учителя, таким образом, становится равносильна спасению. Здесь сливаются воедино вера в бога с верой в Учителя. Это было новой идеей в религиозном развитии дохристианского сектантского иудаизма. Её затем восприняло и христианство: вера в Иисуса Христа стала равносильна «спасению» на «страшном суде». Однако, несмотря на такие несомненные достоинства Учителя, его учение было воспринято далеко не всеми. Ярым противником его оказался «нечестивый жрец», которого исследователи единогласно отожествляют с первосвященником иерусалимского храма. Он «преследовал учителя праведности, чтобы в своей неудержимой ярости погубить его». Кроме официального жречества и его сторонников, урон делу Учителя нанесли и бывшие его приверженцы, которые, первоначально примкнув к его учению и войдя в общину, затем «отвернулись и изменили и отступили от колодца живой воды». «Ропот и жалобы у всех моих единомышленников. И евшие хлеб мой, на меня занесли пяту, клевещут на меня коварной речью». «Все нетвёрдо примкнувшие к моему совету осмеивают меня нечестивыми устами. И с тайной, которую Ты (бог) сокрыл во мне, они идут к сынам погибели (ортодоксальным иудеям), чтобы донести». Усилия «нечестивого жреца» увенчались успехом, и Учитель погиб, и надо полагать – насильственной смертью. Есть основания предполагать, что на первом судебном заседании Учитель праведности был оправдан. А на втором заседании присутствовал предатель, «человек лжи», который публично отрёкся от Учителя. Глубокое противоречие кумранской общины состояло в том, что, стремясь к равенству, на деле кумраниты отказывались от него, требуя беспрекословного повиновения старшим. Стремясь к высокой духовности религиозного культа, они подавляли личность и требовали соблюдения своих ритуалов не менее жёстко, чем ортодоксальные фарисеи. Хотя влияние общины на верования первых христиан было очень велико, сами кумраниты не смогли выйти с проповедью за пределы своей секты. Ессейское учение оказало большое влияние на формирование раннего христианства. Представления о «конце мира», о борьбе сил добра с силами зла, мессианизм, осуждение богатства, переплетение представления о предопределённости богом всех событий в мире с представлением о свободе воли человека, который может выбрать путь к спасению, осуждение жертвоприношения - всё это свойственно и ессейству и раннему христианству. И самоназвание ранних христиан совпадает с кумранским: «сыны света», «нищие». Ранние христиане, как и кумраниты, при произнесении молитв обращали совё лицо на Восток. Чтобы ещё раз подчеркнуть близость ранних христиан к ессеям (кумранитам) обратимся к Новому завету.


Тамара: Согласно Луке Иоанн Креститель воспитывался и жил в пустыне (1:80, 3:2). Матфей уточняет и называет местом проповеди Иоанна Иудейскую пустыню (3:11). Иудейская пустыня упоминается и в связи с Иисусом. «И тогда Иисус возведён был Духом в пустыню» (Матф 4:1), «Иисус не ходил уже явно между Иудеями, а пошёл оттуда в страну близ пустыни» (Иоанн 11:54). Как мы уже знаем, именно в Иудейской пустыне на западном побережье Мёртвого моря были найдены кумранские документы. И евангельский Иоанн Креститель (Матф 3:3, Иоанн 1:23) и кумранский Устав одинаково обосновывают свою деятельность в пустыне ссылкой на одно и тоже место из книги пророка Исаии (40:3. Создаётся впечатление, что приведённые слова Исаии служили идеологической базой не только для кумранитов и Иоанна Крестителя, но и для многих безвестных иудейских проповедников. Подтверждение этих слов мы находим в книге Деяний. Арестовав Павла, встревоженный беспорядками, вызванными него проповедями, Клавдий Лисий спрашивает: «не ты ли тот Египтянин (вероятно, иудей диаспоры из Александрии), который пред сими днями произвёл возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?» (Деян 21:38), - называя «разбойниками» последователей безвестного проповедника. Дуалистическая доктрина кумранитов была распространена в раннехристианских общинах. Отголоском этих мотивов противопоставления света – тьме, правды – лжи, духа истины – духам заблуждения, сынов света – сынам тьмы, детей бога – детям дьявола и т.д. изобилуют новозаветные сочинения (1Иоанн 4:2, 4:6, 2Кор 6:14, 1Иоанн 3:10, Иоанн 3:19-21, 12:35-36 и т.д. и т.п). Произведения кумранитов полны рассуждений о «конце света», наказании грешников, воздаянии праведникам и о последнем решающем сражении, которое должно произойти в «конце дней» между приверженцами «духа правды» и воинством «духа кривды». И первые христиане в своих мессианских ожиданиях были близки к кумранитам. И новозаветные писания полны видений, главный сюжет которых – последнее сражение двух начал в мире (Откр 19:14-15, Матф 3:2, Лука 21:26-27 и др.). В кумранском Уставе Войны командующим небесным воинством назван архангел Михаил. Его же и в той же роли мы встречаем и в новозаветном Апокалипсисе (12:7). Михаил-архангел выступает в Ветхом завете как один из образов бога Израиля, защитник иудеев (Дан 10:20-21). В христианстве суть Михаила несколько иная – это Архистратиг ангельского воинства, Мессия и «Освободитель» всего человечества, то есть почти Вселенский Христос. Учение кумранитов о предопределённости нашло своё яркое выражение и в Новом завете (Иоанн 1:2, Лука 22:22, Римл 8:30, Ефес 1:9,11). Согласно новозаветному учению, всё было предопределено богом, и воля его возвещена через пророков, начиная от Моисея. Предопределена была и смерть Иисуса (Деян 3:18). Из учения о предопределённости вытекает и христианский принцип: «Да будет воля Твоя». Параллель этому находим в кумранском Уставе: «кроме воли Бога, ничего не пожелаю». Выше мы уже говорили, что кумраниты считали себя богоизбранными. Этого же мнения придерживались и христиане (2Фес 2:13, Римл 8:33, Колос 3:12, Тит 1:1, Иоанн 6:44, Иоанн 6:65 и т.д). У кумранитов и у Иисуса одинаковое отношение к борьбе со злом. В Уставе читаем: «Я никому не воздам злом, а добром преследую мужа, ибо Богу принадлежит суд над всем живым и Ему принадлежит воздаяние». То же говорит и Иисус. «не противься злому» (Матф 5:39). «любите врагов ваших» (Матф 5:44). Одно из самоназваний кумранской общины «выполняющие Закон (Моисея)». В Уставе неоднократно предусматривается проверка поступающего в общину «по его разумению и по его деяниям», «по его духу и по его деяниям». И в Новом завете, в посланиях апостола Иакова, выдвигается тезис о приоритете «дела», то есть исполнения «закона Моисеева» (Иак 2:14,26). Члены кумранской общины, как явствует из их рукописей, охотно возлагали на себя термин «эбйоним» (бедные, нищие), оно встречается и в названии общины – «община эбионитов», то есть «община бедных». Сравним это с тем, что говорилось в эпоху зарождения христианства апостолом Павлом. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал бог, чтобы посрамить сильное (1Кор 1:26-27). При сопоставлении рассказов о кумранском Учителе праведности со сказанием об Иисусе Христе, обнаруживаются известные элементы их сходства. Прежде всего, бросается в глаза совпадение общей сюжетной линии: исключительная личность (божий избранник – у кумранитов, богочеловек – в Новом завете) «поставлена» людям, чтобы возвестить им истину – божественное откровение, которое должно «спасти» их в день «божьего суда». И Учитель праведности, и Иисус наталкиваются на нечестивцев, которые не только отказываются верить принесённому ими учению, но и подвергают их преследованиям. В обоих случаях их преследователем оказывается первосвященник иерусалимского храма, а дело заканчивается насильственной смертью «божьих посланцев». При этом бы обоих случаях не обходится без предателя («человек лжи» – у кумранитов, Иуда – у христиан). В обоих случаях и кумраниты и евангелисты ссылаются на исполнение одного и того же пророчества Ветхого завета: Человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту (Пс 40:10). И, наконец, оба рассказа возвещают их скорое возвращение.

Тамара: Приведу выдержки из двух кумранских документов об Учителе праведности, которые читатель может легко принять за цитату об Иисусе из евангелия. «Но сын Твой, Царь великий будет на земле! Все люди заключат мир, и все будут служить ему. Он будет зваться сыном великого Бога, и будет известен под именем своим. Он будет провозглашён Сыном Божьим, и будут называть его Сыном Всевышнего. Как комета является взору, таким будет и царство их». «Будет велика мудрость его. И он искупит (грех) всех сыновей своего поколения; и он будет послан ко всем сыновьям своего народа. Его слово, как слово Небес, и его Учение в соответствии с волей Бога. Своё поколение он перевернёт, и будет великая ярость; и ложь и насилие в местонахождении его». А вот что пишет бывший католик, профессор из Сорбонны А.Дюпон-Соммер, потрясенный сходством, «почти до галлюцинации», между кумранским Учителем и евангельским Иисусом. По его словам, Иисус Христос предстаёт, как «удивительное перевоплощение (Учителя Праведности). Подобно последнему, Он проповедовал раскаяние, бедность, смирение, любовь к ближним, целомудрие. Подобно ему, Он виделся и Мессией Бога, Избавителем мира. Подобно ему, он был объектом враждебности священников и осуждён в Иерусалиме. Подобно ему, в конце времени, Он будет Высшим судьёй. Подобно ему, Он основал Церковь, чьи сторонники ждали Его чудесного возвращения». Чем объяснить такое сходство Учителя праведности и Иисуса? Хронологические рамки жизни обоих персонажей не совпадают. Учитель ушёл из жизни примерно за 100 лет до рождения Иисуса. Следовательно, не может быть и речи об идентичности кумранского Учителя и евангельского Иисуса. Возможно только одно предположение: сказания об Учителе праведности повлияли на формирование в евангелиях образа Иисуса и явились одним из компонентов этого сложного образа, в котором восточные мифы, ветхозаветные пророчества и народная фантазия образовали причудливую и противоречивую смесь. Рассказ Павла в книге Деяний (2:44-46, 4:32-35) об укладе жизни первых христианских общин удивительно похож на приведённые выше описания кумранской общины. Общим идейным требованием и социальным идеалом и кумранитов и ранних христиан является пренебрежение к богатству. Устав кумранитов оценивает стяжательство как одно из свойств духа кривды, совершенно неприемлемое для члена кумранской общины: «я не завидую духу нечестия, и награбленного имущества не желает душа моя». Вступающий в общину «замешивал» своё имущество с имуществом остальных. И в Новом завете Иисус говорит: всё, что имеешь, продай, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лука 18:22). Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лука 18:25; Матф 19:23-24). Уравнительный подход к имущественному положению кумранитов прослеживается и в Новом завете (Деян 2:44-46, 4:32-35). Кумранский Устав, откликаясь, видимо, на имевшие место нарушения, предусматривал определённые наказания за утайку имущества вступающим в общину: «Если среди них найдётся человек, который солжёт относительно имущества, и это станет известно, то следует отделить его от среды чистоты старших на один год и будет наказан на четверть (по другому тексту - на половину) рациона». Сходный мотив наказания мы находим в рассказе об Анании и Сапфире из книги Деяний (5:1-11), где виновный предан смерти, а исполнителем приговора является сам бог. О сходстве Нового завета с кумранской литературой говорят и многочисленные совпадения в терминологии и фразеологии. Исследователи кумранских рукописей обнаружили несколько сотен таких совпадений. Вот только несколько примеров. Одно из самоназваний кумранской общины – «Новый завет», «Новый союз», «нищие». Точно так же именовались раннехристианские общины, а канонизированный свод христианских произведений называется Новым заветом. Члены кумранской общины называли себя «сынами света». Точно так же называют себя христиане (Лука 16:8, Иоанн 12:26, Фес 5:5, Ефес 5:8 и т.д.). В кумранских документах мир вне общины называется «царством тьмы», находящимся под «властью тьмы». То же мы читаем и в Новом завете (Лука 22:53). Кумранское выражение «нищие духом» встречается и в Новом завете (Матф 5:3). Сходно выражение кумранского Устава «Творить истину и любить всех сынов света» с евангельским выражением «Творящий истину идет к свету» (Иоанн 3:21). Павел, заявляя о внезапности пришествия «божьего суда», говорит: «все вы – сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ни тьмы» (Фес 5:5). В этом отрывке не только воспроизведены идеи кумранской общины, но и сохранена её терминология. Примечательно и сходство перечня отрицательных свойств нечестивцев во 2-м послании Павла к Тимофею (3:2-6) и такого же перечня качеств приверженцев «духа кривды» в кумранском Уставе. И кумраниты и первые христиане видели в событиях своего времени исполнение ветхозаветных пророчеств. Например, во всех евангелиях (Матф 3:3, Марк 1:3, Лука 3:4, Иоанн 1:23) приводится цитата пророка Исаии: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему (40:3). Есть она и в кумранском Уставе: «в пустыне проложите дорогу Яхве, выровняйте в степи торный путь богу». Примерно так же обстоит дело с другой цитатой Исаии об испытанном, драгоценном, краеугольном, крепко утверждённом камне – истинной вере, насаждаемой богом (28:16). Эту цитату и её вариации мы встречаем во многих писаниях Нового завета: Римл 9:33, 1Петр 2:7, Матф 21:42, Марк 12:10, Лука 20:17, Апост 4:11, - находим её и в Уставе кумранитов. При исследовании одного из текстов Кумрана было обращено внимание на такую деталь: «нечестивый жрец» (по всей вероятности, первосвященник иерусалимского храма) избрал для преследования Учителя праведности и его сторонников «праздник покоя», тогда как в этот день первосвященник должен всё время находиться в храме. Это дало основание предположить, что кумранский календарь не совпадал с иудейским. Кумранским календарём, видимо, пользовался и евангелист Иоанн. Согласно синоптическим евангелиям - Матф 26:17-19, Марк 14:12-17, Лука 22:7-14 - тайная вечеря происходила вечером 14 нисана. По евангелию от Иоанна она состоялась 13 нисана, а 14 нисана днём Иисус был уже распят (Иоанн 19:14-16). Учёные с уверенностью говорят, что большинство, а возможно, все книги Нового завета возникли в среде, которая находилась под сильным влиянием ессеев или близких к ним иудейских сект. Теперь ясно, что сам апостол Павел был под влиянием этого направления, несмотря на его фарисейское происхождение. Приведём и мнение исследователей истории религии. Р.Виппер: «Сходство между ессеями и христианами не есть сходство между двумя одновременно и параллельно существующими направлениями. Это – сходство двух поколений, сходство между отцами и детьми, или, вернее, между дедами и внуками». «В числе наиболее видных предшественников (христианства) должны быть признаны ессеи». А.Робертсон: «Многое из того, что мы читали о ессеях, странно напоминает нам раннее христианство». В заключение рассказа об иудейской общине ессеев в Кумране нужно сказать следующее. У ессеев, несмотря на их замкнутость, отмечена важнейшая черта: переход от идеи избранничества народа к идее избранничества индивидуального. Это и сделало ессеев предшественниками христианства. Как сказал один из учёных, «христианство – преуспевшее ессейство». Изучение кумранских рукописей утвердило учёных во мнении, что христианство выросло из ессейства, одной из общин которого был Кумран. А.Дюпон-Соммер, Э.Вильсон, Д.Аллегро, А.Донини и другие исследователи, поражённые сходством раннего христианства и кумранской общины ессеев, стали говорить о ней, как о «колыбели христианства». Э.Вильсон, которому принадлежит это ставшее крылатым выражение, полагает, что цивилизация извлечёт огромную пользу, если «возникновение христианства можно будет понять просто как эпизод в истории человечества, а не как догмат и божественное откровение». Он говорит, что именно кумранские рукописи дают основания для вывода о том, что Кумран «может быть, даже в большей мере, чем Вифлеем или Назарет, является колыбелью христианства». По мнению Д. Аллегро, Кумран был ессейской колонией, где протекала деятельность Иоанна Крестителя и возникло христианство. Он пишет: «Теперь представляется вероятным, что церковь (христианская) восприняла образ жизни секты (кумранской общины), её устав, многие из её доктрин и, несомненно, значительную часть фразеологии, которой изобилует Новый завет». Историк религии А. Донини усматривает в кумранских рукописях «один из самых резких качественных переходов (скачков) во всей истории еврейства: иными словами, мы уже оказываемся в плоскости ярко выраженной христианской идеологии». Он пишет: «Ритуальные действа, которыми отмечались важнейшие моменты общинной жизни (кумранитов), совпадают с обрядами первых христианских ассоциаций: крестильное очищение в воде, публичное покаяние в грехах, раздача хлеба и вина во время причастительной трапезы, символизирующей мессианское царство. То же можно сказать и об их организационных формах: непримиримая обособленность от остального населения, добровольное принятие новой веры, не связанное ни с рождением, ни с социальным положением, возвеличение бедности, а так же сельского и ремесленного труда, создание коллективной кассы для повседневных нужд, воздержанная семейная жизнь и в некоторых случаях безбрачие, которое пока ещё обусловлено не аскетическими соображениями, и не пресловутым «отвращением к плоти», а потребностью ощутить себя более свободным для служения богу и для участия в тяжких испытаниях неминуемой финальной драмы («конца света») - это те, которые не осквернились с жёнами, ибо они девственники (Откр 14:4). Общинники (кумраниты) скрупулёзно воспроизводят все табу древнего закона Моисеева. Но и наиболее древние христианские общины Палестины, известные под именем эвионитов («бедных») от них не отличались. Они (эбиониты) соблюдали полный отдых по субботам, в день, посвящённый Яхве, и исполняли главные иудейские торжественные обряды в порядке, который уже отличался от иерусалимского и приближался к христианскому календарю (по дням отмечания)» Решающим, однако, было сознание того, что, вступая в их группу, человек становился членом некоего религиозного сообщества, которое глубоко отличалось от традиционного общества, являлось «новым союзом», которое превращается (у христиан) в «Новый завет»».

Тамара: Видный американский востоковед У.Олбрайт пишет: «Мы вынуждены сейчас признать в качестве исторического факта, что многое из религиозной практики первых христиан новозаветного века было заимствовано из соответствующей практики ессеев. В особенности это верно относительно организации раннехристианских общин с тенденцией к общинной собственности со следами управления двенадцати избранных и так далее». «Мы видим в некоторых отношениях удивительное сходство, - продолжает он, - между очищением водой у ессеев и началом баптизма (крещения) в случае с Иоанном Крестителем; точно так же поразительно совпадение между общинной трапезой хлебом и вином с христианской евхаристией». Отдельные учёные идут ещё дальше. По мнению Тейчера, Кумран – христианский монастырь, а члены кумранской общины – первые христиане. Из христианских богословов 3-4 веков нэ Евсевий и Иероним думали, что секта ессеев – египетские «терапевты» - были не что иное, как первые александрийские христиане, обращённые в христианство апостолом Марком, а хранимые ими «писания древних мужей» – евангелия и послания апостолов. Изучение кумранских находок и последовавшие за ним выводы вызвали раздражение и недовольство христианской церкви. Профессор теологии К.Смит не без раздражения писал: «Лишь несколько лет назад Би-би-си сообщало по радио, что христианство не что иное, как эллинистический миф об умирающем боге. А теперь оказывается, что христианство не что иное, как иудаизм кумранской секты». Кумранские рукописи поставили современных богословов перед сложной проблемой – как согласовать исторически ясно прослеживаемые источники христианства с её основополагающей идеей – беспрецедентностью и исключительностью. Вразумительного ответа, естественно, нет. У внимательного читателя может возникнуть вопрос: почему в кумранских рукописях и евангельских повествованиях не упоминается название «ессеи». Профессор Г.Кун предполагает, что так - ессеи - называли членов секты только люди, стоявшие вне общины. Любопытно, что в новозаветных произведениях часто говорится о фарисеях и саддукеях, но так же ни разу не встречается название «ессеи». Это можно объяснить близостью авторов новозаветных произведений к ессейской идеологии. Кроме того, авторы евангелий таким образом старались скрыть факт близости или даже принадлежности Иисуса к ессеям. Евангелия писались в последние годы иудейского восстания 66-73 годов нэ или несколько десятилетий спустя. Учитывая активное участие ессеев в этом восстании, для новой религии было бы смерти подобно упомянуть о такой связи. В этой связи нельзя не отметить, что в новозаветных сочинениях только три раза (Деян 11:26, 26:28; 1Петр 4:16) встречается термин «христиане», который впервые появляется в сочинениях античных историков. Кумранские тексты, несомненно, проливают свет на процесс происхождения христианства. Однако мы совершим ошибку, если будем выводить христианство целиком и полностью только из иудейского сектантства 1 века до нэ – 2 века нэ. Следует помнить, что христианство впитало в себя элементы многих религиозных и идеалистических философских систем. Помимо иудейской религии, на формирование христианства оказали большое влияние и другие восточные религиозные системы. В христианской литературе можно обнаружить также идеи и образы, какие имелись в тогдашней греко-александрийской и греко-римской литературе. Это свидетельствует о том, что возникновение христианства было обусловлено важными социальными, политическими и идейными процессами, происходившими не только в Иудее, но и в пределах всего Средиземноморья, всей Римской империи. http://gidepark.ru/user/228548963/article/260476



полная версия страницы