Форум » Религии и религиозные направления Мира » Тенгрианство » Ответить

Тенгрианство

Тамара: Тенгрианство — система религиозных воззрений древних монголов и тюрок. Этимология слова восходит к Тенгри — обожествлению неба. Женской проекцией Тенгри является богиня Умай. История Представление о Тэнре, восходящее своими корнями к V—IV тысячелетиям до н. э., как о Творце было характерно для всех тюрков и монголов. Тенгрианство (тэнре янг, аћ) возникло естественным историческим путем на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Человек — сознательное существо природы, живет в естественной среде, приспосабливается к ней, когда надо противится этой среде, борется с ней и вместе с тем полностью зависит от нее. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы и почитанием духов предков. Тюрки и монголы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевленное. Тенгрианская вера давала тюркам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя ее частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте. Все было взаимосвязано, и тюрки бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озерам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток. Некоторые ученые, исследовавшие тенгрианство, пришли к выводу, что к XII—XIII вв. это вероучение приняло формы законченной концепции с онтологией (учением о едином божестве), космологией (концепцией трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различением духов-предков от духов природы). Все сведущие ученые считали древнетюркскую веру монотеистической, но ни мусульмане, ни христиане не отмечали сходства между этой верой и своей. Тенгрианство существенно отличалось от буддизма, ислама и христианства. В ней причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, поклонение духам предков, пантеизм (поклонение духам Природы), магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Тенгрианство состоит в основном из легенд. У него есть одно общее правило морали: «Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные». Единственная религия, с которой тенгрианство имело много общего, — это японская национальная религия — синтоизм. Отголоски тенгрианства Отголоски тенгрианства можно найти во многих дохристианских и доисламских мифах народов Евразии и в названиях географических объектов. Например, верховное божество булгар — Тангра (Тан Нак Ра или мужчина, высокий до неба), пик Хан-Тенгри на границе Казахстана и Киргизии, озеро Тенгри-Нур в Тибете и т. д. Современность Современное тенгрианство — не очень распространённая монотеистическая религия в Казахстане, Турции, Монголии и России (Татарстан, Чувашия, Якутия). Многие специалисты характеризуют тенгрианство как «мост „просвещённого ислама“ в Тибет», то есть новой разновидностью так называемого простонародного буддизма (убежденность в невозможности познания Бога и смысла человеческой жизни). Мало изученность и возможно неверные взгляды этой религии связаны преимущественно с отсутствием документальных источников создателей и приверженцев этой религии, ограничиваются описанием её лишь лицами, представляющими другие мировозрения. Википедия

Ответов - 4

Тамара: Отголоски тенгрианства Отголоски тенгрианства можно найти во многих дохристианских и доисламских мифах народов Евразии и в названиях географических объектов. Например, верховное божество булгар — Тангра (Тан Нак Ра или мужчина, высокий до неба), пик Хан-Тенгри на границе Казахстана и Киргизии, озеро Тенгри-Нур в Тибете. Пик Хан-Тенгри. Озеро Тенгри-Нур в Тибете.

Тамара: Тамара пишет: Тенгрианство существенно отличалось от буддизма, ислама и христианства. В ней причудливо и удивительно органично переплетены единобожие, поклонение духам предков, пантеизм (поклонение духам Природы), магия, шаманизм и даже элементы тотемизма. Тенгрианство состоит в основном из легенд. У него есть одно общее правило морали: «Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные». Единственная религия, с которой тенгрианство имело много общего, — это японская национальная религия — синтоизм. Очень интересно что столько следов осталось в виде названий хребтов,горных озер. Богиня Умай, упоминается в книгаз К.Устинова.

Тамара: Захаров Б.А. О тенгрианстве - исконной религии ойратов Основу национального характера, мировоззрения ойратов заложила древняя религия монголов - тенгрианство. Тысячелетиями предки монголов поклонялись Вечному Синему Небу (Мөнке Көке Тенгр). Некоторые ученые путают тенгрианство и шаманизм, считая их единым целым. На самом деле они вполне гармонично сосуществовали. Шаманы- «бё» осуществляли связи с потусторонним миром через трансцендентальные опыты, лечили людей, т.е. делали то же самое, что и современные экстрасенсы, биоэнергетики, колдуны, которые также вполне уживаются с христианством, буддизмом или исламом. Более того, по мнению Л.Н. Гумилева во время проведения празднеств, жертвоприношений шаманы к участию не допускались. Тенгрианскими служителями были «беки» - хранители веры. С течением времени ими была разработана философская база. Тенгрианство - наша исконная религия, национальный характер монголов, их философия и мировоззрение выковывались одновременно с её становлением и были с нею гармонично связаны. До последнего времени калмыки на генетическом уровне сохранили память о принципах и ценностях, заложенных в её основе. Практически все сохранившиеся калмыцкие традиции и обычаи имеют тенгрианские корни: обряды, связанные с огнем, рождением и смертью, почитанием духов местностей, окропление молоком или кумысом, различные поверья и многое другое. Кстати, наиболее почитаемые среди калмыков божества- покровители: Цаган Овгн-Белый Старец и Окон Тенгри-Небесная Дева перешли в буддийский пантеон из тенгрианского. Один из самых любимых праздников Цаган Сар также пришел к нам из тенгрианских времен. «Отголоски древних мифов о Тенгри и Этуген можно найти в современных загадках ойратов: "аавин девлиг алхдҗ болхш, ээҗин девлиг эвкдҗ болхш" (отцовскую шубу не перешагнуть, материнскую шубу не свернуть), т. е. "небо и земля"; "аавин манна миркидж, аршан нульмсн асхрдж," (отцовский лоб нахмурился, целебные слезы полились), т.е. "дождь пошел"». [С. Минаев] Основными божествами почитались Вечное Синее Небо (Мөнкэ Көкэ Тенгр) и Земля (Этуген), олицетворявшие мужское и женское начала соответственно. Причем Небо считалось главнее. От их слияния родилось все живое. Кстати, если отбросить религиозную составляющую тенгрианства, то современное научное представление о Вселенной и зарождении жизни на Земле подтверждает верность мировоззрения наших предков. «Тенгри как неперсонифицированное мужское божественное начало, распоряжался судьбами человека, народа и государства. Средневековые монголы называли Тенгри вечным "Менке-тенгри". "Менке-тенгри" считался единым благодетельным, всезнающим, правосудным богом. Этуген была всемогущей богиней земной природы, символизировала плодородие. Монгольские народы называли ее "Этуген-эке" (мать-земля)». [С. Минаев] Тенгрианцы верили, что после смерти душа не умирает, но человек перерождается только в человека. В зависимости от того, как жил человек, какие накопил заслуги, он получает хорошее или плохое перерождение. Суть тенгрианской философии заключается в том, что в её основе находятся четыре гармонии. Гармония человека со своим внутренним «Я». Тенгрианцы считали, что люди произошли от Неба - отца и Земли - матери, т.е. от Бога, и люди - дети Божьи. Поэтому при рождении каждый человек получает божественную искру, выраженную в определенных талантах, наклонностях, свойствах ума и характера. Не бывает абсолютно бесталанных людей! С этой гармонией связано понятие «заян» - судьба или предназначение. Образование и воспитание, прежде всего семейное, должны быть направлены на развитие физических, творческих и духовных способностей каждого конкретного ребенка, раскрытие его талантов с тем, чтобы во взрослой жизни человек мог жить в гармонии со своей душой, занять достойную его нишу, стать профессионалом. Таким образом, каждый должен быть в гармонии со своим внутренним миром и заниматься своим делом. Познай самого себя! Будь таким, каким ты должен быть! Будь самим собой! - основные императивы данной гармонии. Гармония межличностных отношений (человек - человек). Все люди разные, в мире не существует двух абсолютно одинаковых людей. Недаром говорят, что душа человека подобна необъятной Вселенной. История человечества - это состязание личностей, благодаря этой борьбе были созданы государства, законы, институты человеческого общежития. В то же время необузданность человеческого эго часто приводит к роковым последствиям. Например, жажда власти Амурсаны и некоторых других ойратских владетелей привела к полному истреблению джунгарских ойратов. Практически ежедневно мы наблюдаем, как рождаются конфликты, как рушатся семейные узы, близкие отношения. В межчеловеческих отношениях сила эго может быть всесокрушающа. Люди полны иллюзий относительно окружающих, а когда ожидания не сходятся с реальностью - происходит конфликт, порою серьезный. В современных условиях жизнеспособность нашей молодёжи напрямую зависит от её умения жить с сообществом, другими людьми в гармонии, правильно принимать вызовы судьбы и отвечать на них адекватно. Мир вокруг нас несовершенен потому, что несовершенны мы. Только наше внутреннее восприятие создает окружающий мир таким, каким мы его видим. Поэтому необходимо учиться принимать мир таким, какой он есть. http://www.ia-centr.ru/expert/1849/


Тамара: Тенгрианство 9 августа 2010 в 18:55Источник: otvet.mail Гайдпаркер: Динар Буркеев 6 просмотровРейтинг +3 Обсудить (1) Представление о Тэнре, восходит своими корнями к V—IV тысячелетиям до н. э., как о Творце. Тенгрианство (тэнре янг, аћ) возникло естественным историческим путем на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и ее стихийным силам. Человек — сознательное существо природы, живет в естественной среде, приспосабливается к ней, когда надо противится этой среде, борется с ней и вместе с тем полностью зависит от нее. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство порождено обожествлением природы и почитанием духов предков. Магия, шаманизм и элементы тотемизма также переплетены с этим словом. Тенгрианство состоит в основном из легенд. У него есть одно общее правило морали: «Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные». Основное его понятие - обладание в каждой вещи, предмета, объекта своего духа. Три божественные заповеди: — верь в Бога Небесного, в Тенгри(Тәңір), ибо других богов нет; — не придумывай идолов, есть вера одна — в Бога; — рассчитывай только на себя и на Его помощь. Шесть человеческих заповедей: — чти отца и мать, через них Бог дал тебе жизнь; — не убивай без нужды; — не блуди; — не воруй; — не лги; — не завидуй. Девять заповедей блаженства: — верь в Божий суд; — не бойся слез, сострадая ближнему; — чти адаты своего народа; — ищи правду и не бойся ее; — храни добрые чувства ко всем людям; — будь чист сердцем и делом; — не допускай ссор, стремись к миру; — помогай страдающим за правду; — верь душой, а не разумом. Соблюдение первых трех заповедей делали человека верующим. Шесть других — человечным. А девять последних делали тюрком, для которого дух и свобода были высшей ценностью жизни. Ниже приведены 15 морально-этнических учений. 1. Помни везде, ты — потомок древнего и благородного народа, а поэтому не имеешь права на недостойный поступок. 2.Знай историю своего народа и края — это знание укрепит твой дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни. 3. Не считай себя человеком пока не освоишь языка, обычаев и искусства своего народа. 4. Постоянно работай над физическим и духовным совершенствованием, закаляй и укрепляй здоровье, чтобы быть достойным своих великих предков. 5. Знай и помни родословную свою от основателя рода. С великим почтением относись к старшим, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь. 6. Как высшую заповедь предков усвой истину — величие человека никогда не измерялось богатством, а лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества. 7. Всегда помни о том, что все хорошее и плохое что ты делаешь в жизни, обернется сторицей. 8. В разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься. Среди людей много тех, кто умней и сильней тебя. 9. Избегай ссор и скандалов. В соре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать. 10. Опасайся мысли: «Чем он лучше меня?» которая много раз разрушала Отечество, если ты истинный патриот, докажи это делом. 11. Будь умеренным в еде и питье. Торжества и поминки не повод для обжорства. 12. Выбирай невесту (жениха) не только по красоте лица и тела, а по налиналичию ума и чести, и по традициям фамилии и семьи. 13. Забота о потомстве и воспитание в детях сильного духа — святая обязанность каждого человека. 14. Никогда не оскорбляй ничьих национальностей и религиозных чувств. Каждый народ — дар Божий. 15. Будь всегда во всем человеком чести. Пусть ни голод, ни холод, ни страх смерти не сломят твоего духа. Тенгрианская вера даёт алтайцам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя ее частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте. http://gidepark.ru/post/article/index/id/89948/?utm_source=newsletter&utm_medium=mail&utm_campaign=subscription



полная версия страницы