Форум » Религии и религиозные направления Мира » МААТ » Ответить

МААТ

Fobius: Интересно почитать... МААТ (Египет) Известна также как Мао, Маэт, Мат, Маут, Ма'ат The Gods of Ancient Egypt - Ma'at (Also known as Ma’at, Maa, Maet, Maht, Mat, Maut) Маат, в египетской мифологии богиня истины, правосудия и гармонии, дочь бога солнца Ра, участница сотворения мира, когда был уничтожен хаос и восстановлен порядок. Она играла заметную роль в загробном суде Осириса. Поскольку древние египтяне верили, что каждый усопший должен был предстать перед 42 судьями и признать себя невиновным или виновным в грехах, душа умершего взвешивалась на чашах весов, уравновешенных страусиным пером богини. Весы держал Анубис, бог с головой шакала, а приговор выносил супруг Маат, бог Тот. Если сердце было отягчено преступлениями, чудовище Амту, лев с головой крокодила, пожирало умершего. Если покойный прожил жизнь "с Маат в сердце", был чист и безгрешен, то оживал для счастливой жизни на полях рая, иару. Маат обычно изображали с пером в прическе, которое на суде она возлагала на чашу весов. Считалось, что люди живут "благодаря Маат, в Маат и для Маат". Маат ("страусиное перо") — древнеегипетская богиня изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута – пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. В некоторых текстах богиня выступает как супруга Птаха, Тота. На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенную богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила ее последовать за своим отцом Ра на небеса. Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет – ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников. Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат. Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, ее культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое – на западном берегу Нила в Фивах – в Дейр эль-Мединэ. Культ Маат засвидетельствован еще с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Даже Эхнатон, основы религиозной реформы которого позже считались противоположностью Маат, в ранних текстах гробницы везира Рамосе в Фивах, назван «живущим согласно Маат». Священное насекомое Маат – пчела, посвященный богине и ее солнечному отцу материал – воск. Титул «жрец Маат» носил чати - великий везир, который одновременно был верховным судьей и носил золотой образ богини на груди в знак своего особого статуса. Маат является одной из важнейших действующих лиц Психостасии, или загробного суда, во время которого ее статуэтка или эмблема - страусиное перо является противовесом сердца умершего на великих весах, установленных пред престолом Осириса; кроме того, ее изображение часто венчает и сами весы. Даже сам зал, в котором определялась мера грехов сердца умершего, назывался «Чертогом Двух Истин (Маати)». На поддержание Маат были направлены многие ритуалы, изображения которых сохранились на стенах святилищ: начиная от изображений царя, побивающего булавой иноземцев и устанавливающего тем самым миропорядок и до рельефах, на которых фараон вместе с богами охотится с сетью на болотных птиц, с криком вылетающих из зарослей тростника. Болотные птицы в данном случае символизируют врагов бога; поймав птиц хаоса, царь приносит их в жертву богам, утверждая Маат. Имя богини входило в большое число теофорных имен, популярных во все эпохи существования древнеегипетской цивилизации. Во многих царских церемониальных надписях говорится об установлении или восстановлении Маат как о высочайшем благе, совершенном царем: «вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину и ложь сделал для земли мерзостью, так как это было в начале времен…» (из текста «Стелы Реставрации» Тутанхамона). Богиня закона, правды, истины и мирового порядка. Женская копия Тота. Была связана с культом Ра и носила имена "дочь Ра" или "глаз Ра". Большую роль играла в загробном суде Осириса: на одну чашу весов клали сердце покойного, на другую - статуэтку Маат или перо Маат. Равновесие означало, что покойный оправдан и достоин блаженства на полях Иару - в противном случае его пожирало чудовище Амт (лев с головой крокодила). Эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди. Жрецом Маат был везир. Она безошибочно распознает правдивый характер, честность и побуждения у людей. Призовите Маат, чтобы она не подпускала к вам бесчестных людей и помогала вам не попадать в бесчестные ситуации. Просите ее о защите от темной и низменной энергетики. Если Маат увидит, что побуждения ваши честны, она отнесется к вам с самой горячей любовью. Если же нет — она может заставить вас пройти испытание церемониального очищения, или, чтобы избежать этого испытания, вам придется изменить жизнь и заняться ритуалами, подтверждением и обрядами. Она не судит; она сама истина. Маат также наблюдает за юридическими вопросами, чтобы обеспечить гармонию и честность. Она говорит: «Магические способности есть у всех, и у молодой женщины, они соответствуют ее менструальному циклу. Если она будет стремиться к гармонии с циклами луны и поймет их связь со своим течением, она «договорится с луной» и будет открыта для перемен, которые высвободят ее практические и эзотерические способности. Это создаст в ней уверенность, которая будет проявляться в женственной энергетике. К примеру, большие кошки не извиняются за свое могущество. Они зачаровывают, потому что в каждый свой шаг вкладывают силу. Для мужчин и женщин, вышедших из детородного возраста или не достигшим его, циклы луны не так очевидны, но все же все мы подвергаемся ее действию. Любой — даже духи - находящийся в поле гравитационного притяжения этой планеты, ощущает колебания, которые создает луна. Обращайте особенно пристальное внимание на свои отношения с луной, этим великим источником света. Чаще навещайте ее. Вы поймете, что луна — источник магических способностей, которые передадут вам поистине важные послания».

Ответов - 13, стр: 1 2 All

Fobius: Фараон Эхнатон Ясным утром 1353 года до н. э. молодой фараон встал с рассветом, чтобы поприветствовать Солнце. «Прекрасный, ты светишь с неба, – молился он, благоговейно наблюдая за тем, как солнечные лучи – сияющие ладони бога Атона – открывают Фивам дверь в новый день. – О, солнечный бог, – никого нет, кроме тебя! О, вечный ликующий Атон, положивший начало жизни! Ты сотворил Землю по своему желанию! Ты в моем сердце – и нет никого во всем мире, кто знает тебя лучше твоего сына». Влада БЕЛИМОВА СОЛНЕЧНЫЕ ЛАДОНИ Фараон Аменхотеп III умер, и вся власть перешла к его сыну. Новый правитель Египта собирался использовать всю эту власть, чтобы возвысить Атона, бога солнечного диска, до самых небес египетского пантеона, сделав его сначала первым среди равных, а потом и вовсе единственным. Вскоре молодой фараон взял себе имя Эхнатон, что означает «Дух Атона». Вместе со своей женой, знаменитой Нефертити, он совершил невероятную религиозную революцию, которая потрясла тысячелетние устои древнеегипетского общества. Эхнатон провозгласил всех членов царской фамилии первосвященниками нового бога, а сам стал верховным жрецом. В честь Атона он слагал многочисленные гимны, в которых развивал солнечное учение. Атоническая религия призывала поклоняться не статуям и жрецам, а всепроникающему свету, что, проливаясь с небес на землю, делает тайное явным. Солнце одинаково светит всем. Богослужения теперь совершались прямо на улице, в просторных храмовых дворах. Действительно, зачем прятаться в сумрачных лабиринтах, как почему-то поступали жрецы культа Амона Ра, тоже, кстати, солнечного божества? Эхнатон стремился сделать новую религию насколько возможно прозрачной, интуитивно понятной каждому человеку. Наверно, этим можно объяснить тот факт, что Атон так и не нашел свой собственный лик в египетской иконографии. Можно сказать, что Атон был не вполне божеством, скорее – божественным принципом, всеобъемлющим и абсолютным. А можно ли изобразить чистый свет? А как это сделать и, главное, надо ли? Он и так повсюду. Как только свет исчезает, видимый мир погружается в небытие. Это случается каждый день, со времен Древнего Египта ничего не изменилось: сгущаются сумерки, блекнут краски, предметы постепенно теряют очертания, пока, наконец, от великого многообразия форм не останется лишь несколько противоречивых воспоминаний. Какого цвета его глаза? Что написано на стене храма? Сильно ли вчера разлился Нил? В темное время суток, чтобы хоть как-то защититься от хаоса, человеку остается только бережно хранить память о принципах космической гармонии, согласно которым сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, живут боги и люди. Эти принципы олицетворяла богиня Маат – хрупкая женщина с руками-крыльями и страусиным пером, лихо заткнутым за ухо. С этим пером, между прочим, у каждого египтянина была назначена встреча. Перо Маат – эталон легкости сердца и чистоты совести – клали на великие весы, установленные перед престолом Осириса, когда измеряли, достоин ли человек бессмертия. ЛЕГЧЕ ПЕРЫШКА Любая религия существует для того, чтобы избавить человека от страха смерти и придать его жизни смысл. Египтяне считали, что человек состоит из семи частей, из них четыре относятся к земному бытию (тело, энергия, сердце, сознание), а три – к божественному (истина жизни, истина любви и воля). Когда тело человека умирает, душа – то есть оставшиеся шесть оболочек – отправляется на суд к Осирису. Но прежде, чем она попадет в тронный зал хозяина вечной жизни, ей предстоит пройти три испытания, которым соответствовали три пункта церемонии погребения фараона. Во-первых, душа нисходила в подземный мир, в царство демонов разрушителей. Здесь ей предстояло пройти через 9 дверей, каждую из которых охраняют чудовища. Самое серьезное испытание, как водится, за последней дверью: здесь происходит встреча со змеей, кольца которой означают привязанность к миру. На этом этапе фараону открывали глаза. Это действие помогало ему увидеть, где кончается иллюзия и начинается реальность. Во-вторых, находясь в сердце подземного мира, человек встречался с собственной тенью. Демоны тьмы терзали душу, отражая все ее недостатки. Испытание считалось пройденным, если светлая половина оказывалась сильнее теневой. Если и это удавалось, тогда умерший вновь пробуждал три основных свойства своей души – энергию, сознание и сердце. Фараону отверзали рот, через который, по поверьям, проявляется магическая сила души, способная победить любую тень. Затем он узнавал свои тайные имена, что давало возможность понять, кто он такой, откуда пришел и куда идет. И, наконец, третье качество – собственное сердце, которое обладает сокровенным знанием всего, что есть, было и будет. Последний, третий этап – этап преображения. По образу и подобию солнца необходимо было пройти через 12 часов дня. Третьему этапу соответствовала церемония отверзания сердца, проводившаяся в пирамиде Хуфу. После прохождения всех испытаний, душа оказывалась в чертоге Маат и представала перед лицом Осириса. Умерший произносил «Исповедь отрицания», включавшую 42 пункта. А затем его сердце взвешивали: на одной чаше весов помещалось сердце, на другой – перо богини Маат. Если сердце оказывалось тяжелее, то его пожирало чудовище Ам-Мит – тень Сфинкса. Если равновесие весов не нарушалось, душа получала титул слуги Осириса и отправлялась в обратный путь на Землю, чтобы продолжать свое движение к божественной мудрости. Если же сердце было таким чистым, что оказывалось легче пера Маат, душа могла выбрать: путешествовать ей на ладье миллионов лет вместе с Осирисом или снова воплотиться на Земле, но на этот раз не по необходимости, а из сострадания. ЭХНАТОН, МОИСЕЙ И ЗИГМУНД ФРЕЙД Примерно так обстояли дела в египетском загробном мире, пока Эхнатон не воплотился среди живых. На шестой год своего правления он провозгласил, что Атон – единственный бог в мире вообще, поклоняться следует ему и никому другому, отныне и навсегда. Все остальные божества египетского пантеона объявлялись вне закона и подлежали скорейшему забвению. А раз так, значит, вся система загробного мира переставала работать – кто будет взвешивать сердца? Начать борьбу с заблуждениями Эхнатон повелел с имени «Аменхотеп», которое вскоре стерли со всех памятников его отца. Для египтянина это было актом отнюдь не символического убийства – Фрейд бы оценил. Волна переименований прокатилась по всему царству, и особенно досталось Амону Ра. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Разумеется, перемены не могли понравиться жрецам ортодоксальных египетских культов. На шестой год своего царствования вместе со всем двором Эхнатон покинул Фивы, ставшие ему враждебными, и в 300 километрах к северу, в местности сегодня известной как Амарна, возникает новая столица – город Ахет-Атон, что значит «Горизонт Атона». Некоторые египтологи склонны видеть в этом культе первые в истории человечества зачатки монотеизма. Приверженцем этой точки зрения был, например, упомянутый выше Зигмунд Фрейд. Согласно его концепции, Моисей, традиционно считающийся зачинателем иудаизма, на самом деле продолжал реформы Эхнатона. Только в качестве адептов он избрал не своих соплеменников-египтян, которые вернулись к старым богам, а притесняемый народ израильтян, который он и решил вывести из Египта с новым символом веры. Египетский монотеизм, зародившись из поклонения Маат – богине справедливости, истины и космической гармонии, вскоре вышел за собственные границы. Спустя еще пару лет правления Эхнатона, солнце перестало быть воплощением бога Атона. Что же дальше? Теперь фараон призывал поклоняться солнцу не только как материальному объекту, но и как символу божества, всесилие которого проявляется в его сиянии. ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛЛЮЗОРНОГО МИРА Религиозная реформа затронула все области жизни древнеегипетского общества. Сейчас довольно трудно восстановить полную картину эпохи Эхнатона, ведь с тех пор прошло почти три с половиной тысячелетия. Но не все потонуло в зыбучих песках времени. До нас дошло много произведений изобразительного искусства амарнского периода. Поскольку художественные каноны в традиционных обществах считаются священными, столь явное изменение стиля не может не обратить на себя внимание. Амарнское искусство настолько сильно отличается от всего, что знали древние египтяне, что всерьез начинаешь сомневаться в человеческом происхождении Эхнатона. Главным мотивом этого искусства стал «поиск истины», который выразился в неожиданной для древнего мира реалистичности изображений. Прежние художники изображали людей, застывших в правильных и совершенно неестественных положениях. Глядя на них, можно подумать, что в Египте все от мала до велика, начиная от фараона и заканчивая самым последним рабом, остервенело занимались йогой 24 часа в сутки 365 дней в году. В эпоху Эхнатона все изменилось. Художники позволили людям расслабиться. Вдохнув и выдохнув сухой воздух пустыни, они перестали позировать и вернулись к своим делам. До нас дошло множество стел, где Эхнатон, один или со своей супругой Нефертити и детьми, поклоняются Атону. Здесь Атон изображается в виде солнечного диска с лучами, заканчивающимися руками, которыми божество ласкает семью фараона и дарует им жизнь. Ученые обсуждают, действительно ли Нефертити была такой красавицей. В этом стоило бы усомниться, если бы царица выглядела одинаково на всех своих портретах. Существует множество изображений Нефертити помимо знаменитого бюста, о котором археолог Людвиг Борхард написал в дневнике раскопок: «Описывать бесполезно – смотреть!». Есть, например, статуя «усталой царицы», как ее называют сотрудники берлинского Музея Египта. Перед нами уже не молодая девушка, а мать шестерых дочерей. Ее тело утратило свежесть молодости, время наложило свой отпечаток на все еще красивое лицо: от носа к подбородку прорезались морщины, уголки губ опущены. Вся фигура Нефертити выражает утомление, она стоит, сутулясь. В Египетском Музее Каира находятся статуи Эхнатона. Фараон изображен худым и хилым, с узкими плечами, впалой грудью и отвислым животом. Его лицо с выступающим подбородком, большим носом и вытянутой нижней губой болезненно и почти грустно. Атрибуты царской власти – жезл и плеть, которые фараон держит в руках, не вяжутся с его тщедушной фигурой. Но что же могло сделать его таким? На этот вопрос не существует единого ответа. Есть теория, что образ андрогина связан с атонической религией – Атон обладал как женскими, так и мужскими качествами. Но эта теория не выдерживает критики: мы знаем, что Эхнатон лично запретил художникам приукрашивать реальность. Согласно другой точке зрения, фараон был болен. Антропологи, врачи, археологи ставят ему противоречивые диагнозы. Существует столько различных версий, что одно только их перечисление займет несколько страниц. Среди них есть даже такая: Эхнатон и его семья – существа не земного происхождения, они прилетели в Солнечную Систему из туманности Орион на большом красивом космическом корабле, чтобы зажечь божественную искру в человеческих сердцах. ЗАКАТ СОЛНЕЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ Эхнатона, Нефертити и их наследника Тутанхамона называют Фараонами Солнца. Их правление длилось недолго. Эхнатон стоял во главе страны всего 17 лет, и вскоре после его смерти в 1336 году до н. э. традиционная египетская религия была восстановлена в прежнем виде. Враги фараона – а их накопилось довольно много – с удовольствием принялись разрушать ненавистный культ Атона, разорять храмы, разбивать статуи, в общем, делать все, чтобы навсегда стереть память о еретиках со страниц истории. Споры не утихают до сих пор. Личность Эхнатона противоречива. У египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора. Его изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим свое время, то выдающимся философом-мечтателем, то не блещущим талантами государственным деятелем, то душевнобольным фанатиком. «Вы никогда не найдете двух египтологов, которые одинаково смотрят на этот период истории», – говорит Николас Ривс, британский египтолог. Барри Кемп, археолог Кэмбриджского Университета, еще более пессимистичен: «В тот момент, когда вы только начинаете писать о Фараонах Солнца, вы уже сочиняете».

Тейя: Статья очень интересная! Безусловно, Эхнатон был самой загадочной личностью в истории Египта. Более того, историки едва ли понимают истинное значение прихода Эхнатона. Само строение тела Эхнатона и Нефертити не идентично человеческому, к тому же они были невероятно высокого роста. Революционер-реформатор Эхнатон, казалось бы, пришел раньше времени, но это не так. То, что он сделал, не укладывается в голове и не поддается полному осмыслению. Думается, его задачи по-настоящему помешала какая-то драма, о которой мы не узнаем.

Fobius: Тейя пишет: Статья очень интересная! Так темку продолжайте, чего уж там Мне Нравится принцип гармонии МААТ, когда Фараон был непременно лучшим представителем Египта, когда он проходил мистерию посвящения, где я где то слышал ему нужно было взглядом усмерить тигра... Фараон - это не просто человек с бухты барахты, но сердцевина - наместник Богов...принимая этот пост - на него ложилась ноша за весь Египет, то есть По закону Маат - он есть фундамент, потом жречество, люди... у нас же всё в стране наобород, они позалазили нам на плечи, и погоняют нас - народ, но по закону Маат, всё не так, и только благодаря этому принципу гармонии, держалась не одно тысячилетие Великая цивилизация, для сравнения, сколько продержалась Римская империя, или тот же золотой век Греции - смешно... И только когда Фараон был плох, не имел тех качеств - наместника Бога, и не нёс той ноши, только тогда были периоды упадка Египетской цивилизации... Я очень уважительно отношусь к династии Фараонов...




полная версия страницы