Форум » Религии и религиозные направления Мира » Загадки цивилизации Майя » Ответить

Загадки цивилизации Майя

Тейя: Тайны Майя Джунгли Центральной Америки хранят тайны майя, одного из самых загадочных народов в истории. Кто они были? Откуда явились? Оставили ли какие-нибудь вести для нас, ныне живущих? Вот уже более 200 лет с тех пор, как в 1773 году были открыты руины их знаменитого города Паленке, ученые и писатели пытаются ответить на эти вопросы. Этот великолепный город, раскопки которого еще не завершены, постоянно находящийся под угрозой исчезновения из-за окружающих его джунглей, – является одним из чудес Нового Света. Его пирамиды, храмы, дворцы, построенные из прекрасного белого известняка, с искусством, которое может сделать честь даже зодчим Ренессанса, продолжают восхищать всех, кто видит их. Но вполне оценить это сокровище мы смогли только, когда началась постепенная расшифровка надписей, украшающих стены многих основных зданий, построенных майя. Перед нами предстает жизнь народа, очень непохожая на нашу собственную. В отличие от нас, в личной собственности майя было лишь немногим больше вещей, чем необходимо для жизни. Они занимались земледелием, пользуясь простейшими орудиями труда, выращивали маис и некоторые другие зерновые культуры. В то же время их роскошно одетые правители совершали странные и болезненные ритуалы над собой, чтобы обеспечить плодородие почвы. Общество майя делилось на сословия, так что и правители, и крестьяне знали свое место, но было одно существенное различие между этим обществом и сообществами Европы Темных веков: майя были опытными астрономами. Сами они считали, что живут в пятую эпоху Солнца, что в четыре предыдущих эпохи сменились четыре человеческих расы, прежде чем появились современные люди. Все эти культуры погибли во время великих катаклизмов, и лишь немногие люди остались в живых и поведали о том, что произошло. Согласно хронологии майя, современная эпоха началась 12 августа 3114 года до н.э. и будто бы должна завершиться 22 декабря 2012 года н.э. К этому времени Земля, которую мы знаем ныне, должна, согласно предсказаниям майя, снова изменить свой облик из-за ужасных землетрясений. Много книг написано о народе майя, но до сих пор никто пока не объяснил ни происхождения их замечательного календаря, ни того, откуда они взяли именно эти даты. Правда, много было написано о структуре их календаря, но причины, побудившие майя создать такие сложные системы отсчета времени, как Длительный счет, пока что остаются невыясненными. Только сейчас, когда «будильник», созданный майя, готов зазвонить, мы, кажется, подходим к пониманию того, в чем тут дело. Мы начинаем понимать, что они обладали некими знаниями, значение которых трудно переоценить не только для самих майя, но и для выживания рода человеческого в наше время. По нашим стандартам, их цивилизация выглядит «примитивной» – у них не было механизмов, не было автомобилей, не говоря уж о компьютерах, но зато было немало достижений в другом смысле. Как показали недавние исследования, майя умели развивать свои психические способности в такой степени, что нам это даже трудно себе представить. Подобно австралийским аборигенам, они верили, что сновидения позволяют предсказывать будущее и толковать настоящее. Они также с удивительной точностью умели вычислять движение планет и звезд, несмотря на отсутствие телескопов и других современных приборов. И при всем том, майя были глубоко религиозными людьми и, подобно христианам средневековья, верили в необходимость умерщвления плоти и самопожертвования, чтобы попасть на небеса. За время существования своей культуры, начиная с глубокой древности и позже, в течение своего «золотого века» VII–IX столетий н.э., и в постклассический период, продолжавшийся еще несколько веков, майя создали немало великих произведений искусства. А потом они исчезли из истории так же загадочно, как некогда появились. По каким-то причинам, которые нам в точности не известны, их культура потерпела крах, и они покинули свои города. Значительная часть региона, где народ майя некогда жил, изучал звезды и строил свои знаменитые пирамиды, превратилась в джунгли. Когда тольтеки, а позднее ацтеки стали хозяевами в более северных районах вокруг нынешнего Мехико-сити, уцелевшие майя ушли на южную возвышенность или на равнины полуострова Юкатан, на севере. Центральный же район, где их культура в свое время достигла наивысшего расцвета, был ими навсегда оставлен. Как ни удивительно, за столетия, истекшие после испанского завоевания, ни ученые, ни авантюристы не придавали особого значения южной части страны. Они предпочитали северные районы, может быть, из-за жаркого и нездорового климата на юге, а скорее всего из-за явного недостатка там минеральных ресурсов. В 1773 году брат Ордоньес, священник из городка Сиудад Реаль в штате Чьяпас, услышал, что где-то в джунглях есть огромный заброшенный город. Вполне в колониальном духе, он велел своим прихожанам отнести его в паланкине за 70 миль к месту предполагаемого расположения этого города. Там ему открылась панорама города в джунглях, знаменитого Паленке. Этот заброшенный город, состоявший из храмов, пирамид и дворцов, построенных из белого известняка, расположился у гряды холмов, поросших тропическим лесом. Здесь-то и возвели некогда майя свой замечательный город, многие загадки которого и сейчас еще не разгаданы историками и археологами. Священник Ордоньес написал о своих изысканиях книгу «История создания неба и земли». Он назвал этот заброшенный город, в духе местной мифологии, «Великим городом змей». Священник утверждал, что Паленке основали люди, явившиеся из-за океана, и вождем их был Вотан, чьим символом являлась змея. Вотан будто бы явился в Америку с группой последователей, одетых в длинные одежды. Туземцы встретили его дружественно и признали правителем, и пришельцы женились на их дочерях. Вотан четыре раза пересекал Атлантику, чтобы побывать в родном городе под названием Валюм Чивим. Священник заключил, что это – Триполи в Финикии. Из этого следовало, что Вотан был финикийцем, открывшим Америку почти за две тысячи лет до Колумба. Согласно этой же легенде, во время одной из своих поездок Вотан посетил большой город, где строили храм до самого неба, хотя это строительство должно было вызвать смешение языков. Епископ Нуньес в своей книге о штате Чьяпас высказал уверенность в том, что Вотан посетил город Вавилон с его знаменитой башней. Так как башня, о которой идет речь, судя по описанию, имела вид зиккурата, и поскольку Вавилон был крупнейшим городом мира в эпоху расцвета Финикии, версия эта представляется вероятной. Зиккураты Междуречья представляли собой храмы в виде ступенчатых пирамид и были очень похожи на пирамиды в Паленке, так что предположение епископа не столь уж фантастично.

Ответов - 14, стр: 1 2 All

Тейя: Подводные археологи изучили дно вулканического озера в Гватемале. Они осматривали найденный аквалангистом-любителем затонувший священный остров, где некогда собирались майя для отправления религиозных культов. Случайная находка Руины зданий под водой случайно нашел 12 лет назад дайвер-любитель, который ради развлечения погружался на дно живописного озера Атитлан почти каждые выходные. «Никто мне не поверил, когда я рассказал о своей находке. Все просто говорили – да он псих!» — рассказал Роберто Самайоа (Roberto Samayoa). Самайоа вырос недалеко от озера и не раз слышал от бабушки рассказы о некоем затонувшем святилище. Он погружался на дно озера в течение многих лет. Часто дайвер натыкался на осколки керамики доклассического периода истории майя. С разрешения Института антропологии и истории Гватемалы он начал собирать эти кусочки, а позднее устроил целую экспозицию обнаруженных им предметов в принадлежащем ему отеле. Наконец, в 1996 году Самайоа нашел руины зданий и огромные церемониальные камни – стелы. Он назвал это место Самавах (Samabaj): первая часть слова «сам» — от фамилии первооткрывателя, а вторая часть «авах» — это слово майя, которое означает «камень». Иными словами, Самавах можно перевести как «камень Самайоа». Гватемальские археологи впервые ушли под воду Ученые заинтересовались находкой Самайоа только в прошлом году. Они провели первые в истории Гватемалы подводные археологические исследования. С помощью гидролокатора ученые нанесли на карту участок площадью в 400 кв. м и изучили строения. «Интереснее всего в Самавахе – это то, что практически все находится на поверхности. Работа под водой совсем не похожа на наземные археологические исследования. Обычно для обнаружения чего-либо требуется вести раскопки. Здесь же этого нет – сразу видны различные сооружения и здания. Конечно, в центре Самаваха за последние 2000 лет скопился слой отложений, но все равно общая структура места видна сразу», — рассказала Соня Медрано (Sonia Medrano), возглавившая Археологический проект Самаваха. Картографические работы проходили с августа 2008 и до марта 2009 года. За этот время археологи смогли осуществить около 30 погружений, а работы под водой каждый раз длились около восьми часов. «На дне озера мы не могли использовать обычные рулетки для измерения сооружений. Поэтому мы взяли такие складные линейки, которыми пользуются плотники. Кроме того, эти линейки хуже ржавеют», — рассказал Самайоа, которые присоединился к археологической экспедиции. Он добавил, что большинство исследованных зданий ориентированы по оси восток—запад, а церемониальные монолиты смотрят на юг. Как затонуло святилище майя? По мнению специалистов, это место, которое находится на глубине 15−20 метров, раньше было островом, который в результате некоего катаклизма (извержения вулкана или оползня) оказалось под водой. Над причинами повышения уровня воды в Атитлане еще предстоит поломать голову геологам. Возможно, озеро раньше было рекой, русло которой в результате природной катастрофы оказалось перекрыто. Так или иначе, но остров и сейчас в некоторой степени возвышается над дном: с юга от Самаваха глубина озера достигает 80 м, а с севера – более 100 м. По мнению Самайоа, обнаруженные им руины – не единственное свидетельство жизнедеятельности майя. Возможно, под водой оказались и другие населенные островки, хотя, скорее всего, они значительно меньше Самаваха. Деревня на 150 человек «Здесь не было города, скорее всего, деревня, так как размер острова совсем небольшой – 400 на 350 метров», — рассказала Медрано. Исследователи выделили три группы зданий. В первую группу вошло лишь одно строение, от которого сохранился фундамент. По своим размерам он напоминает дом главы общины. Стены дома сложены из хорошо обтесанных и пригнанных камней. Эти камни имели правильную геометрическую форму, скорее всего — квадратную, однако сказать точнее невозможно, так как за столько столетий подводные течения могли сильно изменить их. Во вторую группу вошло восемь сооружений меньшего размера. Строение 1 и 2 расположены почти параллельно – между ними образуется нечто вроде узкого коридора. Самый крупный дом этой группы – строение 5 – также выстроен из обтесанных камней. В третью группу опять входит лишь одно здание – самое длинное из всех. Все четыре угла этого сооружения разрушены подводными течениями. Но главное отличие этого дома от других – парадная лестница, расположенная по оси север—юг. Ее длина достигает 25,8 м, а ширина – 9,2 м. Кроме зданий в деревне стоит множество украшенных резьбой стел. Например, базальтовая стела около строения 1 имеет высоту 1,2 м и ширину 0,6 м. Древний религиозный центр Археологи датировали затопленные строения 250 годом, то есть тем периодом, когда государство майя еще не достигло своего наивысшего расцвета. А полностью сохранившаяся керамика, которую там обнаружили, свидетельствует, что жители острова покинули его в спешке, побросав все свое имущество. «Мы нашли шесть стел и четыре алтаря. Без сомнения, там есть и другие подобные сооружения. А значит, это место было очень важным религиозным центром», — рассказала Медрано. Судя по всему, на острове могло проживать до 150 человек. В домах сохранилось множество ритуальных принадлежностей – возможно, Самавах был паломническим центром майя. Вероятно, люди нанимали на побережье лодки, которые отвозили всех желающих на остров. Будущие планы археологов Исследовать руины священного острова в мутной и зеленой воде довольно сложно. Археологам нелегко увидеть даже лежащие на поверхности предметы, не говоря уж о том, чтобы найти и изучить вещи, находящиеся под толстым слоем отложений. В лучшие дни видимость под водой составляет не более метра. Точное местоположение таинственного острова засекречено, так как исследователи боятся наплыва «черных археологов». Ученые начнут второй этап исследований затопленного острова в феврале следующего года. Они надеются убрать часть наслоений, которые покрывают Самавах. Кроме того, история таинственного острова войдет в документальный фильм «Mayan Blue», который выйдет в следующем году. Справка Озеро Атитлан находится в бессточной области (то есть оно не связано с Мировым океаном) в высокогорных районах Гватемалы. Его считают самым глубоким озером в Центральной Америке (максимальная глубина – около 340 м). Атитлан окружают многочисленные деревни майя, где до сих пор распространена традиционная культура древнего народа. Поэтому эта область весьма популярна среди туристов. http://www.infox.ru/science/past/2009/11/03/mayan_submerged_island.phtml

Тейя: Многие пирамиды майя в Мексике были построены так, чтобы звук шагов при подъеме по лестнице создавал «музыку дождевых капель». Возможно, майя пытались таким способом общаться с богом дождя. Ученые уже давно знали о своеобразных звуках от шагов по лестнице пирамиды Кукулькана, расположенной в древнем городе Чичен-Ица. Когда люди поднимаются по монументальной лестнице вверх, их шаги около вершины сооружения походят на звук падающих в ведро с водой дождевых капель. Вопрос, почему лестница звучит именно так и добивались ли древние строители эффекта дождевых капель намеренно, оставался до сих пор нерешенным. Открытие «музыки дождя» на другой пирамиде навело исследователей на мысль, что по крайней мере некоторые из пирамид в Мексике специально строились с целью создания подобной «музыки». Как появилась «музыка дождя»? Проблемой занялись Хорхе-Антонио Круз-Кальеха (Jorge Antonio Cruz Calleja) из Профессиональной школы механического и электрического машиностроения в Мехико, а также Нико Деклерк (Nico Declercq) из Института технологий в Джорджии. Они сравнили частоту звуков, производимых поднимающимися на пирамиду Кукулькана людьми, с частотой звуков пирамиды Луны в древнем Теотиуакане. Эти две пирамиды различаются по конструкции — пирамида Кукулькана больше походит на ступенчатую пирамиду Египта, а пирамида Луны представляет собой комбинацию лестниц и площадок. На каждой из пирамид ученые измерили звуки, которые слышны у основания сооружения, когда по лестнице поднимается человек. На обеих пирамидах звук дождевых капель и их частота оказались весьма похожими. Это навело ученых на мысль, что «музыка» не зависит от конструкции пирамиды – неважно, есть ли под лестницей полости или нет. Возможно, «эффект дождя» создается за счет дифракции звуковых волн, появляющихся благодаря ударам ступни по рифленой поверхности. Часть волн изменяет направление на границе воздушной среды и твердого тела. А сильная неоднородность поверхности настолько искажает волны, что по лестнице распространяется звук, похожий на стук дождя. Считается, что пирамида Кукулькана посвящена именно богу Кукулькану, который был у майя одним из главных божеств. Однако Круз полагает, что это сооружение также может быть святилищем бога дождя Чаака. Тем более что маску Чаака ученые обнаружили и на вершине пирамиды Кукулькана, и на вершине пирамиды Луны. Кукулькан, которому посвящена пирамида в Чичен-Ице, считался у майя богом ветра. По одной из легенд, он шел перед богом дождя и молний Чааком и, очищая землю ветром, помогал предсказывать дожди. Иногда Кукулькана тоже называют богом дождя. Пирамиды — музыкальные инструменты? «Можно себе представить, что древние пирамиды – это своеобразные музыкальные инструменты майя», — сказал Круз. Однако ученый отметил, что прямых доказательств этой теории нет. «Играли» ли майя на пирамидах специально или это случайный эффект, доказать на данный момент невозможно. Открытие Круза и Деклерка прокомментировал археолог Франциско Эстрада-Белли (Francisco Estrada-Belli) из Бостонского университета в Массачусетсе: «Многие, если не все пирамиды майя представляли собой священные горы, над которыми собирались тучи, и на землю выливался дождь». Однако несмотря на существующий акустический эффект, который может служить метафорой воды, «тот факт, что вокруг пирамид возникает эхо, совсем не означает, что они представляли собой музыкальные инструменты», — заключил ученый. Он добавил, что в текстах майя об этом «дождевом эффекте» не упоминается. Элизабет Грехам (Elizabeth Graham) из Лондонского университетского колледжа заметила, что пирамиды подвергались реставрации. «Авторы статьи должны представить обоснованные причины, по которым они посчитали, что отреставрированные поверхности памятника достаточно похожи на поверхности древних сооружений», — добавила она. цитата Бог Чаак Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству осадков. Результаты исследования Круза и Деклерка опубликованы в статье «The Acoustic Raindrop Effect at Mexican Pyramids: The Architects' Homage to the Rain God Chac?» в журнале Acta Acustica united with Acustica. http://www.infox.ru/science/past/2009/09/24/music_rain_god.phtml

Тейя: Ископаемые животные создали космогонию майя Археолог Марта Куэвас (Martha Cuevas) из Национального института антропологии и истории и геолог Хесус Альварадо (Jesus Alvarado) из Национального автономного университета Мехико работали над трехлетним проектом, в ходе которого ученые попытались связать символику древних майя с находками доисторических времен. Морские ископаемые животные Ученые сосредоточились на изучении 31 предмета. Все находки сделаны в археологической зоне Паленке (в мексиканском штате Чьяпас). По мнению исследователей, добытое поможет понять космогонию майя. Образцы окаменелостей относятся к разным периодам. Древнейший из них датируется эпохой палеоцена и насчитывает около 63 млн лет. Ископаемые останки принадлежали разным морским животным. Например, среди них есть зубы акулы и позвонки ската. Все предметы в позднем классическом периоде цивилизации майя (600−850 годы) использовались для проведения обрядов. Чаще всего археологи находили окаменелости среди погребальных подношений. В некоторых случаях они использовались как надгробные памятники или жертвоприношения божествам. Окаменелые мифы Возможно, морские ископаемые животные имеют прямую связь с представлениями майя о загробном водном мире. Исследователи считают, что жители Паленке случайно находили окаменелости, и мифы о мироздании формировались под влиянием находок. Все легенды ученым хорошо известны благодаря дошедшим до нас иконографическим изображениям, иероглифическим текстам, предметам материальной культуры и устным преданиям. «Мы опирались на мифы жителей Паленке, которые записали колонисты. А найденные нами ископаемые животные свидетельствуют также, что в глубокой древности эти земли были под водой. По легендам, когда боги приказали воде уйти, здесь появился город, и началась современная эпоха. Кстати, майя из Паленке считали, что Земля тысячелетия назад была иной, что мир изменчив и постоянно преображается», — отметила Куэвас. Загробный мир Окаменелости очень ценились среди майя. Останки рассказывали об истоках человечества и в то же время о смерти: майя верили, что после смерти люди возвращаются к своим истокам. «Тот факт, что окаменелости использовались во время погребальных церемоний, связан с представлениями майя о загробном водном мире», — добавила Куэвас. Исследователи также нашли изображения разных рыб, зубов акулы и позвонков ската, похожих на окаменелости, на посуде. До наших дней дошли и другие иконографические и текстуальные отсылки к загробному водному миру, например, изображение мифического путешествия правителя Кан-Балама II (684−702 годы) во времени на 932 000 лет назад. «По легенде, когда Кан-Балам II умер в 702 году, его брат и наследник К`ан-Хой-Читам II приказал создать рельеф в память о прежнем правителе. Там изображен танец правителя и его покойной матери Тс`ак Ахав. Нижнюю часть рельефа занимают три уровня, помеченные глифами, которые обозначают место, в котором находятся персонажи. Выражения «nab» — «тело воды» и «hets`an Kak nab» — «спокойное море» рассказывают о том, каким был мир в те мифические времена. Тогда существовала только вода, и боги еще не приказали земле появиться», — рассказала Куэвас. http://www.infox.ru/science/past/2010/06/15/marine_fossils_maya.phtml


Тейя: Во время исследования пирамиды майя в Мексике ученые нашли первые настенные росписи, повествующие о повседневной жизни древнего народа. Теперь у археологов есть хоть какое-то представление о том, как жили простые майя примерно 1350 лет тому назад. Большинство предметов материальной культуры майя, с которыми имеют дело ученые, чаще всего касаются правящего класса или религиозно-духовной жизни народа. А вещей, связанных с обычным повседневным бытом майя, практически не сохранилось. И только в последнее время у археологов начали появляться данные, связанные с этим вопросом. Несколько лет назад ученые сделали выводы о существовании у майя развитой рыночной экономики. Однако представить себе, как эти рынки выглядели, было невозможно до открытия настенных росписей в городе майя Калакмуле. Пирамида Калакмуля Изучением фресок занимались Рамон Карраско-Варгас (Ramón Carrasco Vargas) из Национального института антропологии и истории, Вероника Васкес-Лопес (Verónica A. Vázquez López) из Национального автономного университета Мексики и Саймон Мартин (Simon Martin) из университета Пенсильванского музея. Калакмуль находится на полуострове Юкатан, недалеко от границы Мексики и Гватемалы. Археологам известно о древнем городе майя с 1931 года, однако научное исследование началось лишь 15 лет назад. А за последние пять лет Карасско-Варгас вместе со своими коллегами нашел и изучил здесь 68 строений. Самое большое сооружение Калакмуля, которое археологи называют «зданием 1», выглядит как высокий, но осыпавшийся курган. На самом деле это пирамида, частично ушедшая под землю. Длина каждой стороны сооружения достигает 11 м, а высота – 4,7 м. Рынок, изображенный на стенах пирамиды Исследователи прорыли специальный туннель, чтобы попасть внутрь «здания 1». Они обнаружили, что строение несколько раз обновлялось и перестраивалось в течение 600 лет. А на третьем уровне пирамиды во время одной из таких реконструкций неизвестный художник оставил будущим поколениям удивительные фрески. Ученые тщательно изучили керамику, изображенную на фресках, и, основываясь на общей классификации глиняных изделий, отнесли настенные росписи к 620−700 годам. Всего исследователи нашли 30 фресок. Рисунки создавались на серо-белой оштукатуренной поверхности. Каждая композиция была заключена в красную рамку, а для создания самих рисунков древние художники использовали синие, зеленые, желтые, красные и коричневые краски. Росписи создавались в два этапа. И на втором этапе над фресками работал, судя по всему, более искусный мастер. На одной из фресок изображен мужчина, на голове которого надета яркая широкополая шляпа, похожая на сомбреро. Он мешает в большом чане жидкую маисовую кашу-похлебку. Рядом с ним сидит другой мужчина, который пьет эту похлебку из чаши. За мужчинами наблюдает женщина-служанка. На другой фреске женщина продает тамале – лепешку из кукурузной муки с начинкой из мясного фарша с перцем чили. Она выложила свой товар на большом блюде перед мужчиной-покупателем, который уже взял и ест лепешку. На других фресках изображено, как именно продовольствие попадало на рынок. Мужчина в цветной повязке несет на спине тяжелый горшок. На другом рисунке мужчина с корзиной и подпись – иероглиф, обозначающий соль. Группа людей, собравшаяся вокруг завязанных мешков, где, судя по надписи, находится маис. Женщина в сомбреро, сидящая около корзины с глиняной посудой. «На этих фресках люди изображены в разной одежде, от простых набедренных и головных повязок до более изысканных головных уборов и одежды с ткаными или нарисованными узорами. Разная одежда, возможно, отображает определенный социальный статус. И мужчины, и женщины носят украшения – серьги, ожерелья, подвески», — рассказали ученые. Загадки настенных росписей Рисунки впервые помогли исследователям представить себе повседневный быт майя во время расцвета их цивилизации. Однако перед специалистами еще стоит ряд загадок, которые предстоит решить. Например, на некоторых фресках есть иероглифы, обозначающие титул и имя женщины. Но кем она была и почему вдруг рисунки, изображающие повседневную жизнь людей, оказались на стенах пирамиды, непонятно. К тому же не известно, было ли данное место торговым центром майя. Возможно, у него совсем другие функции, но какие — также предстоит выяснить. «У нас практически нет никакой информации о социальной жизни майя: как продовольствие и другие товары перемещались из одного государства майя в другое, какую роль играли праздники, пиры, как происходил товарообмен и многое другое. Эти фрески – пока что единственное свидетельство тех процессов», — отметили исследователи. Статья «Daily life of the ancient Maya recorded on murals at Calakmul, Mexico» опубликована в журнале PNAS. http://www.infox.ru/science/past/2009/11/17/calakmul_murals.phtml



полная версия страницы