Форум » Религии и религиозные направления Мира » Загадки цивилизации Майя » Ответить

Загадки цивилизации Майя

Тейя: Тайны Майя Джунгли Центральной Америки хранят тайны майя, одного из самых загадочных народов в истории. Кто они были? Откуда явились? Оставили ли какие-нибудь вести для нас, ныне живущих? Вот уже более 200 лет с тех пор, как в 1773 году были открыты руины их знаменитого города Паленке, ученые и писатели пытаются ответить на эти вопросы. Этот великолепный город, раскопки которого еще не завершены, постоянно находящийся под угрозой исчезновения из-за окружающих его джунглей, – является одним из чудес Нового Света. Его пирамиды, храмы, дворцы, построенные из прекрасного белого известняка, с искусством, которое может сделать честь даже зодчим Ренессанса, продолжают восхищать всех, кто видит их. Но вполне оценить это сокровище мы смогли только, когда началась постепенная расшифровка надписей, украшающих стены многих основных зданий, построенных майя. Перед нами предстает жизнь народа, очень непохожая на нашу собственную. В отличие от нас, в личной собственности майя было лишь немногим больше вещей, чем необходимо для жизни. Они занимались земледелием, пользуясь простейшими орудиями труда, выращивали маис и некоторые другие зерновые культуры. В то же время их роскошно одетые правители совершали странные и болезненные ритуалы над собой, чтобы обеспечить плодородие почвы. Общество майя делилось на сословия, так что и правители, и крестьяне знали свое место, но было одно существенное различие между этим обществом и сообществами Европы Темных веков: майя были опытными астрономами. Сами они считали, что живут в пятую эпоху Солнца, что в четыре предыдущих эпохи сменились четыре человеческих расы, прежде чем появились современные люди. Все эти культуры погибли во время великих катаклизмов, и лишь немногие люди остались в живых и поведали о том, что произошло. Согласно хронологии майя, современная эпоха началась 12 августа 3114 года до н.э. и будто бы должна завершиться 22 декабря 2012 года н.э. К этому времени Земля, которую мы знаем ныне, должна, согласно предсказаниям майя, снова изменить свой облик из-за ужасных землетрясений. Много книг написано о народе майя, но до сих пор никто пока не объяснил ни происхождения их замечательного календаря, ни того, откуда они взяли именно эти даты. Правда, много было написано о структуре их календаря, но причины, побудившие майя создать такие сложные системы отсчета времени, как Длительный счет, пока что остаются невыясненными. Только сейчас, когда «будильник», созданный майя, готов зазвонить, мы, кажется, подходим к пониманию того, в чем тут дело. Мы начинаем понимать, что они обладали некими знаниями, значение которых трудно переоценить не только для самих майя, но и для выживания рода человеческого в наше время. По нашим стандартам, их цивилизация выглядит «примитивной» – у них не было механизмов, не было автомобилей, не говоря уж о компьютерах, но зато было немало достижений в другом смысле. Как показали недавние исследования, майя умели развивать свои психические способности в такой степени, что нам это даже трудно себе представить. Подобно австралийским аборигенам, они верили, что сновидения позволяют предсказывать будущее и толковать настоящее. Они также с удивительной точностью умели вычислять движение планет и звезд, несмотря на отсутствие телескопов и других современных приборов. И при всем том, майя были глубоко религиозными людьми и, подобно христианам средневековья, верили в необходимость умерщвления плоти и самопожертвования, чтобы попасть на небеса. За время существования своей культуры, начиная с глубокой древности и позже, в течение своего «золотого века» VII–IX столетий н.э., и в постклассический период, продолжавшийся еще несколько веков, майя создали немало великих произведений искусства. А потом они исчезли из истории так же загадочно, как некогда появились. По каким-то причинам, которые нам в точности не известны, их культура потерпела крах, и они покинули свои города. Значительная часть региона, где народ майя некогда жил, изучал звезды и строил свои знаменитые пирамиды, превратилась в джунгли. Когда тольтеки, а позднее ацтеки стали хозяевами в более северных районах вокруг нынешнего Мехико-сити, уцелевшие майя ушли на южную возвышенность или на равнины полуострова Юкатан, на севере. Центральный же район, где их культура в свое время достигла наивысшего расцвета, был ими навсегда оставлен. Как ни удивительно, за столетия, истекшие после испанского завоевания, ни ученые, ни авантюристы не придавали особого значения южной части страны. Они предпочитали северные районы, может быть, из-за жаркого и нездорового климата на юге, а скорее всего из-за явного недостатка там минеральных ресурсов. В 1773 году брат Ордоньес, священник из городка Сиудад Реаль в штате Чьяпас, услышал, что где-то в джунглях есть огромный заброшенный город. Вполне в колониальном духе, он велел своим прихожанам отнести его в паланкине за 70 миль к месту предполагаемого расположения этого города. Там ему открылась панорама города в джунглях, знаменитого Паленке. Этот заброшенный город, состоявший из храмов, пирамид и дворцов, построенных из белого известняка, расположился у гряды холмов, поросших тропическим лесом. Здесь-то и возвели некогда майя свой замечательный город, многие загадки которого и сейчас еще не разгаданы историками и археологами. Священник Ордоньес написал о своих изысканиях книгу «История создания неба и земли». Он назвал этот заброшенный город, в духе местной мифологии, «Великим городом змей». Священник утверждал, что Паленке основали люди, явившиеся из-за океана, и вождем их был Вотан, чьим символом являлась змея. Вотан будто бы явился в Америку с группой последователей, одетых в длинные одежды. Туземцы встретили его дружественно и признали правителем, и пришельцы женились на их дочерях. Вотан четыре раза пересекал Атлантику, чтобы побывать в родном городе под названием Валюм Чивим. Священник заключил, что это – Триполи в Финикии. Из этого следовало, что Вотан был финикийцем, открывшим Америку почти за две тысячи лет до Колумба. Согласно этой же легенде, во время одной из своих поездок Вотан посетил большой город, где строили храм до самого неба, хотя это строительство должно было вызвать смешение языков. Епископ Нуньес в своей книге о штате Чьяпас высказал уверенность в том, что Вотан посетил город Вавилон с его знаменитой башней. Так как башня, о которой идет речь, судя по описанию, имела вид зиккурата, и поскольку Вавилон был крупнейшим городом мира в эпоху расцвета Финикии, версия эта представляется вероятной. Зиккураты Междуречья представляли собой храмы в виде ступенчатых пирамид и были очень похожи на пирамиды в Паленке, так что предположение епископа не столь уж фантастично.

Ответов - 14, стр: 1 2 All

Тейя: *PRIVAT*

Тейя: Астрономия майянцев Майя занимались не только счетом дней и созданием концепции времени - они также были опытными астрономами. Когда города майя освобождались от джунглей, археологи, изучавшие эти поселения, обратили внимание на то, что расположение храмов и других зданий имело для майя очень большое значение. Как и другие народы, народы Центральной Америки, майя придавали особый смысл движению небесных тел. Нередко «коньки» крыш и порталов, довольно важные части храмов майя, были ориентированы таким образом, что их положение обозначало восход, кульминацию и закат тех или иных звезд. Особенно интересовали майя созвездие Плеяды, а также траектория таких планет, как Меркурий, Венера, Марс и Юпитер. И уж конечно, они очень внимательно наблюдали за движением Солнца и Луны, а потому умели предсказывать затмения. Фёрстеман первым заметил, что в Дрезденском кодексе содержались таблицы предсказаний затмений. Сейчас для расчетов затмений мы используем алгебраические вычисления, но, как известно из источников, майя действовали по-другому: они сочетали астрономические наблюдения и справочные таблицы. Таблицы Дрезденского кодекса должны были дать жрецам не только информацию о будущих затмениях, но и о том, как соотнести их с 260-дневным календарем «тцолкин». Говоря кратко, они составляли свои таблицы из расчета на 11 958 дней, что почти точно соответствует 46 годам «тцолкин» (11 960 дней). Это полностью соответствует 405 лунным месяцам (также 11 960 дням). Авторами таблиц были также составлены дополнения, корректирующие их основные данные, что обеспечивало их точность до одного дня в течение 4500 лет. Это – удивительное достижение. При всей важности затмений, не меньший интерес для майя представляла планета Венера. Фёрстеман установил, что в Дрезденском кодексе около пяти страниц посвящено расчетам, касающимся этой планеты. Похоже, что майя интересовали не столько повседневные сведения о Венере, сколько средний цикл ее вращения за длительные периоды времени. На Венере год составляет от 581 до 587 дней (средняя величина – 584). Именно эта цифра и ее кратные особенно интересовали жрецов – составителей таблиц. Но еще интереснее, что в Дрезденском кодексе есть числа, имеющие особое значение для составителей текстов. Это число 1 миллион 366 тысяч 560 дней. Оно имеет отношение к начальной точке эпохи, о которой идет речь в кодексе – к «рождению Венеры». Особое значение этой цифры заключается в том, что она имеет отношение также ко всем важным временным циклам.

Тейя: С помощью нынешнего 5200-тунового Луча галактической синхронизации, Великого Цикла, Земля приближается к вершине эволюционной фазы - периода, в течение которого наша планета развивается средствами технологической цепи, порождаемой ее сам опознающим сознанием, проявленным в форме животного вида, именуемого человечеством. Однако по майянским меркам, 5200-туновый Цикл является относительно кратким временным промежутком. Кроме того, центральное положение человека в текущем акте развивающегося сценария может заслонить от внимания тот факт, что наша точка зрения не является единственно возможной и наиболее подходящей для оценки современной ситуации. Как мы уже убедились, учение Майя признает существование различных уровней бытия, множества соприкасающихся измерений сознания, которые одновременно и во взаимодействии проходят фазы развития, связанные с определенными эволюционными периодами. Эти измерения сознания включают в себя: ЧИКЧАН - мозг рептилии, или автономную двигательную систему - метаболический, вегетативный физический покров; OK - эмоционально-концептуальный, стратегический, горизонтальный разум; МЕН - высший, аналоговый, вертикальный разум, согласованный с эволюционным предназначением планеты; AXAУ - Разум Солнца, разум света, мир эволюционных руководителей планеты, которых майянцы называли AXAУ КИНАМИ, Властелинами Солнца.


Тейя: Наиболее тесным образом, приблизившимся к феномену майя, является Хосе Аргуэльес. В книге "Майянский Фактор: Внетехнологический Путь" Хосе Аргуэльес рассказывает о том, что в течение Великого Цикла Майянского Календаря - с 3113 года до н. э. по 2012 год н.э. - человеческая история определяется галактическим Лучом, через который проходят Земля и Солнце. Циклы развития земных цивилизаций подчиняются принципам "галактических сезонов", которые были описаны майянцами в математической и символической форме. Каждый человек обладает врожденными способностями непосредственной чувственной и электромагнитной - связи с энергией-информацией этого Луча, исходящего из "ядра Галактики". Поскольку с недавнего времени астрофизики начали говорить о волнах, или лучах плотности, пронизывающих Галактику и воздействующих на развитие Вселенной, повествование Аргуэльеса о его открытии Календаря Майя и явления синхронизации являются пророческими. Эта глубокая и захватывающая книга требует самого внимательного ознакомления и проникновения в значение земных циклов, отраженных в Календаре. Человечеству предстоит радикальное изменение сознания, которое позволит оценивать время и эволюцию с позиции многомерного подхода. Рассказ о Майя превращается в поразительную галактическую сагу, и ее кульминация уже наступила - дата 16-17 августа 1987 года стала моментом перехода в последнее двадцатипятилетие галактического Луча. "Майянский Фактор" не только представляет собой новую точку зрения на человечество и его существование; он является также одной из основных составляющих новой науки, "Внетехнологического Пути".

Тейя: Хосе Аргуэльес безраздельно погрузился в систему знания, не менее ошеломляющую для западной традиции, - в "Цолькин" [Tzolkin] народа Майя. Вся его жизнь оказалась переплетенной с этой завораживающей загадкой. Теперь доктор Аргуэльес представляет миру повествование о значении этого знания - и, воистину, сей рассказ поразителен. Помимо прочих "совершенно возмутительных" заявлений, он предлагает читателям такие факты: Во-первых, большая часть человеческой истории формируется под воздействием галактического луча, через который Солнце и Земля проходят в течение последних пяти тысячелетий. Когда в 2012 году Солнечная система пересечет границу этого луча, человечеству предстоит грандиозное преобразование. Во-вторых, достижения, исторические события и мировоззрения всех человеческих культур подчиняются законам "галактических сезонов", код которых был известен майянцам и отражен ими в математической и символической форме. В-третьих, каждый человек обладает способностями непосредственной - сенсорной, чувственной, электромагнитной - связи с энергией-информацией этого луча, исходящего из ядра Галактики, и способен, таким образом, пробудиться к истинному, высшему, глубочайшему разуму.

Тейя: Команда археологов занялась изучением «застывшего во времени» города майя, покинутого местными жителями по неизвестным причинам. Город уникален тем, что сначала майя бежали в него из более южных городов. А затем покинули так же, как и остальные. Древняя цивилизация майя классического периода славится своими ступенчатыми пирамидами, прекрасными настенными росписями и резьбой, а также покинутыми около 900 года городами в южной части Мексики, в Гватемале, Белизе и Сальвадоре. Майя направились в северную часть Юкатана, где испанские конкистадоры встретились с их потомками в 1500−х годах. Исследования Киуика Древний город майя Киуик (Kiuic) стоит в холмистой местности посреди джунглей. Это один из десятка центров майя, расположенный в регионе Пуук (штат Юкатан, Мексика), покинутый местными жителями около 10 веков назад. «Люди просто ушли оттуда, оставив все на своих местах. До настоящего времени у нас было мало свидетельств, касающихся непосредственно того момента, когда город покинули», — объяснил причины своего интереса к городу археолог Джордж Бей (George Bey) из колледжа Миллсапса, один из руководителей Регионального археологического проекта Лабна-Киуик. В прошлом команда ученых под руководством Бея и Томаса Галлареты (Tomas Gallareta) из Национального археологического и исторического института Мексики уже выяснила, что майя поселились в регионе Пуук около 500 года до н. э. Но почему они вместе со своими собратьями из других областей отправились на побережье, остается одной из нерешенных загадок истории. Свидетельства внезапного ухода Новый ключ к разгадке этой тайны может дать изучение города Киуика. Археологи там исследуют две пирамиды и девять дворцов, расположенных на горном кряже вокруг этих пирамид. Один из дворцовых комплексов получил с подачи Галлареты название «Лестница в небо», так как он соединен с центральной площадью Киуика лестницей длиной более 1,5 км. У исследователей сложилось впечатление, что и пирамиды, и дворцы были построены в Киуике довольно поздно, уже в IX веке, то есть именно в тот период, когда более южные поселения майя опустели. «Приток богатства в Киуик может быть связан именно с волной переселенцев на север», — отметил Бей. Одна пирамида была построена поверх уже существовавшего в то время дворца. Это позволило правителям Киуика одновременно почтить своих предков и начать строить новые дворцы на окружающих холмах. Когда команда ученых начала изучать расположенные на возвышенностях дворцы, пять сводчатых домов на юге и четыре на севере площади, они нашли орудия, каменные ножи и топоры, каменные ступы (метаты) для размельчения кукурузных зерен и горшки, которые так и остались стоять на своих местах. «Это стало для нас полной неожиданностью. Создается впечатление, что метаты и остальные вещи люди оставили на своих местах, словно собирались сюда вскоре вернуться», — рассказал Бей. Бей вместе со своими коллегами представил результаты этих исследований на встрече Сообщества американских археологов в Атланте. Исследователи еще только собираются опубликовать результаты своей работы, а также продолжить раскопки в Киуике, чтобы найти другие свидетельства неожиданного и быстрого ухода населения из города. «Я думаю, Киуик можно сравнить с Помпеями, где люди запирали двери своих домов и спасались бегством, взяв с собой лишь малую часть вещей. Другие вещи они оставляли на месте», — отметил Бей. Однако что именно побудило людей уйти из этого или из других древних городов майя, до сих пор непонятно. Единственные следы военных действий – это найденные на центральной площади Киуика наконечники копий. В городе также присутствуют следы остановленного строительства. Например, одна из площадей построена лишь наполовину. «Возможно, строительство было остановлено из-за засухи», — предположил Бей. «Все эти находки выглядят весьма интересными и перспективными. Если они действительно свидетельствуют о внезапном уходе из города, то, возможно, могут рассказать и об обстоятельствах этого ухода. Кроме того, все эти предметы помогут более детально узнать о жизни людей того времени», — добавил археолог Такеши Иномата (Takeshi Inomata) из университета Аризоны, который принимает участие в раскопках Агуатеки, покинутого города майя в Гватемале. Этот археологический памятник знаменит своей прекрасной сохранностью. Infox.ru следит за судьбой майя. http://www.infox.ru/science/past/2009/09/22/kiuic_maya.phtml

Тейя: Один из самых загадочных древних городов, который расцвел в Латинской Америке в начале нашей эры, восстановлен. Правда, пока только при помощи 3D−технологий. Зато теперь кто угодно, не выходя из дома, может погулять по величественному Теотиуакану. В соответствии с соглашением, подписанным в 2007 году, Национальный автономный университет Мексики (Universidad Nacional Autónoma de México, UNAM) с помощью Арагонского факультета научных исследований (FES Aragon), создал более 600 файлов с виртуальной 3D−моделью, в том числе виртуальные фильмы-путешествия и статичные изображения археологической зоны Теотиуакана. Лилия Туркотт Гонсалес (Lilia Turcott Gonzalez), директор FES Aragon, передала материалы Альфонсо де Марии и Кампос (Alfonso de Maria y Campos), генеральному директору Национального института антропологии и истории (Instituto Nacional de Antroplogía e Historia, INAH) для Национального музея антропологии. Согласно проекту UNAM-INAH, ученые должны создать виртуальные реконструкции наиболее важных археологических зон в Мексике, первое место среди которых занимает Теотиуакан. Город Теотиуакан Сегодня термином Теотиуакан (ацт. «место рождения богов») обозначается археологическая зона, расположенная в 40 км к северо-востоку от Мехико. Ее общая площадь составляет 83 км2. В Теотиуакане располагаются огромные пирамиды и архитектурные комплексы, построенные еще в доколумбовы времена. В начале первого тысячелетия нашей эры Теотиуакан был крупнейшим городом в обеих Америках и во времена своего расцвета насчитывал более 100 тыс. жителей. http://www.infox.ru/science/past/2009/06/15/Tyeotiuakan_3D.phtml Ученым до сих пор неизвестно, был ли город столицей великой империи. Но он определенно оказал сильное экономическое и культурное влияние на всю Мезоамерику. Исследователи также до сих пор не смогли установить, какая этническая группа проживала в этом городе – среди возможных кандидатов историки называют народы нахуа, отоми и тотонак. Однако, возможно, город был мультиэтническим. По одной из версий, город в VII-VIII веках сожгли захватчики, по другой – его разрушили во время восстания местные жители. Однако, что произошло на самом деле, историки точно утверждать не могут до сих пор. С 1987 года Теотиуакан занесен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Виртуальная реконструкция Благодаря междисциплинарному подходу историки и программисты смогли воссоздать пирамиды Солнца и Луны, храмы Кецальпапалотля и Пернатых Раковин, храм и двор Ягуаров, архитектурный ансамбль Западной площади, дворцы Ля-Вентийа, Тетитла, Атетелько и Закуала. Исследователи попытались реконструировать не только крупные архитектурные объекты, но и керамику, захоронения (особенно найденные в храме Пернатого Змея – Кецалькоатля), настенные росписи, создававшиеся в этом городе на протяжении восьми веков. Программисты опирались на результаты работ археологов и физических антропологов из INAH. Работу FES Aragon возглавили доктор Хесус Эскамийа (Jesus Escamilla), архитекторы Роберто Плиего (Roberto Pliego) и Давид Яньес (David Yañez), инженеры Иван Флорес (Ivan Flores) и Октавио Гарсиа (Octavio Garcia). Им помогали 20 студентов. Для работы они использовали программы Architecture Desktop, 3D Studiomac, BRML, Corel Draw, Premier и Poser. Сейчас исследователи создали один DVD для широкой публики, DVD для показа в музеях и еще один – для археологов, физических антропологов, архитекторов, дизайнеров и других исследователей. В дальнейшем ученые собираются издать книгу с DVD. Ранее в Латинской Америке создавался лишь один подобный проект — для города майя Бонампак.

Тейя: В Гватемале найдено свидетельство аутентичности эпоса майя Пополь-Вух. Обнаружен фриз II века до н. э., на котором изображены божества-близнецы Хунахпу и Шбаланке, ныряющие меж небесных монстров с головой отца в руках. Группа североамериканских и гватемальских историков, исследовавшая канализацию древнего города майя Эль-Мирадор (Гватемала), обнаружила огромный каменный фриз, вся поверхность которого покрыта красивой резьбой. Произведение искусства создано более чем за 200 лет до н. э. Оно представляет собой мифологическую историю о двух божествах майя — близнецах Хунахпу и Шбаланке. Они отобрали у владык преисподней Шибальбы голову своего убиенного отца Хунхунахпу и забрали ее с собой. Автор фриза изобразил близнецов, которые держат голову отца за спиной и «ныряют меж небесных монстров», сообщает гватемальское издание Siglo Veintiuno. Эпос майя «Эта находка доказывает, что вера в Шбаланке и Хунахпу уже существовала за 300 лет до рождения Христа. Это свидетельствует об аутентичности эпоса цивилизации майя», — заявил глава исследования Ричард Хезен. Книга-эпос мезоамериканской культуры носит название Пополь-Вух. Это чудом уцелевший памятник поздних майя-киче из горной Гватемалы. Сохранившийся манускрипт был записан в середине XVI века неизвестным индейцем-киче. В 1701−1703 годах документ случайно нашел монах-доминиканец Франсиско Хименес. Священник хорошо знал язык киче, поэтому смог переписать индейский текст и перевести его. В эпосе Пополь-Вух несколько мифологических циклов, которые создавались в разное время — часть из них еще в эпоху древнемайяской протообщности. В книге говорится о сотворении мира, об истории государства киче. Вырезанный в камне мифологический сюжет украшал верхнюю часть древнего бассейна, в котором могли совершать омовения представители элиты Эль-Мирадора. Фриз имеет 4 м в длину и 3 м в высоту. Строители Эль-Мирадора проявили чудеса инженерной мысли при разработке вопросов снабжения города. Реки в этом регионе отсутствуют, поэтому воду приходилось специально доставлять из дальних районов по особой системе каналов и водопроводов. Эль-Мирадор был возведен в средний доклассический период около середины первого тысячелетия до н. э. В нем более 4 тыс. пирамид. Одна из самых знаменитых — Ла Данта, которая была построена за 200−150 лет до н. э. Это самая крупная из всех пирамид майя — строение имеет в высоту 72 м. Справка Миф о богах-близнецах Однажды Хунхунахпу и его брат Вукубхунахпу были приглашены владыками Шибальбы поиграть в мяч, но по прибытии были убиты. Голову Хунхунахпу подземные боги поместили на дерево. Проходившая мимо девушка Шкик загляделась на странный предмет, и подвешенная голова плюнула ей на ладонь. Шкик от этого забеременела, бежала из Шибальбы к свекрови, где и родила близнецов Хунахпу и Шбаланке. Когда мальчики подросли, они отправились мстить за отца. Владыкам Шибальбы удалось сжечь близнецов, но они воскресли на пятый день, в образе бродячих фокусников вернулись в преисподнюю и убили ее правителей. После этого близнецы стали солнцем и луной. http://www.infox.ru/science/past/2009/03/10/Bogi_bliznyecyy_mayy.phtml

Тейя: Мексиканским археологам удалось найти пирамиду в пирамиде. Строение III—V веков пряталось под огромной лестницей. Оно представляет собой один из самых ранних образчиков знаменитого узорчатого стиля майя — стиля пуук. Сотрудники Национального института антропологии и истории Мексики INAH обнаружили ранее неизвестную пирамиду в древнем городе майя Уксмале (Ушмале), что на полуострове Юкатан. Пока археологам удалось раскопать лишь часть фасада. Оставшиеся помещения скрываются в глубине Великой пирамиды Уксмаля под толщей более поздних стен и лестниц. По мнению главы исследования Хосе Укима Эрреры, миниатюрная пирамида датируется 250—500 годами н. э., сообщается в пресс-релизе INAH. Археологов привлекло прежде всего то, что она построена в стиле пуук. Этот архитектурный стиль возник как раз в окрестностях Уксмаля, однако известен лишь более поздними строениями, покрытыми изысканной лепниной. Эволюция стиля По мнению Эрреры, стиль пирамиды свидетельствует о зарождении стиля пуук. Майя изящно отштукатурили фризы с использованием красного, синего и черного цветов, соорудили лепной карниз из двух частей, однако с цоколем и торцом сэкономили. Эти части здания выполнены весьма примитивно, сообщил мексиканский историк. Стиль пуук стал доминировать в архитектуре майя в X—XI веках н. э. Он подразумевает разделение конструкции на две части — верхнюю и нижнюю. Часть, расположенная ближе к земле, обычно голая. Зато верхняя изобилует лепниной, резьбой и богато оштукатурена. Древние скульпторы с любовью и вниманием к каждой детали вырезали тончайшие каменные украшения, которые покрывали фасады религиозных сооружений. Для пуука характерны змеиные мотивы, геометрические рисунки, изображения крестов и колонн, а также бога дождя Чаака. Стиль пуук зародился в юкатанском районе, который так и назывался — Пуук. Вскоре он распространился далеко за его пределы, так как соседним народностям пришлось по душе его наглядное и информативное узорочье. Справка Великая пирамида Уксмаля Датируется IX веком н. э. и украшена изображениями попугаев-ара. Внутри себя хранит каменное изображение бога Чаака. http://www.infox.ru/science/past/2009/02/16/V_Myeksikye_raskopan.phtml

Тейя: В Гондурасе раскопано предполагаемое захоронение одного из первых царей Копанской династии майя. В могиле, датированной 440−550 годами н. э., может находиться потомок знаменитого К'инич-Йаш-К'ук'-Мо. Мысль о царском погребении возникла после обнаружения богатых подношений: ожерелий, серег из яшмы, мраморных ваз. Гондурасские археологи обнаружили в храме Оронтопендола майяского города Копан человеческое захоронение с мужским скелетом и богатыми погребальными дарами. Глава исследования Рикардо Агурсиа из Института антропологии и истории считает, что останки принадлежат одному из первых правителей Копанской династии, которая управляла самостоятельным политическим объединением майя, охватывавшим территорию современной Юго-Восточной Гватемалы и Юго-Западного Гондураса. «Мы не можем точно сказать, кому принадлежат останки, ведь мы очень мало знаем и лишь начинаем раскрывать тайны первых царей Копана», — отметил Агурсиа на пресс-конференции, посвященной результатам раскопок в Оронтопендоле. Как сообщает гондурасское издание El Tiempo, захороненным оказался мужчина в возрасте примерно 30 лет, чей рост при жизни составлял 154−167 см. Костяк сильно пострадал в результате обрушения крыши гробницы, зато зубы отлично сохранились. Медальоны с обезьянами и богом солнца Рядом со скелетом лежали мраморные вазы, три ожерелья из яшмовых бусин, серьги из этого же камня, морские раковины и глиняная посуда. Команде Агурсиа удалось раскопать четыре медальона цилиндрической формы с мордой обезьяны и один с ликом бога солнца К'инич-Ахау. «Согласно проведенным нами исследованиям мертвеца со всеми дарами и одеяниями положили на деревянную кровать, под которую поставили 12 сосудов», — поведал историк. Гондурасским экспертам предстоит соотнести найденные предметы с иероглифами, которые содержат в себе информацию о первых правителях Копана. Агурсиа уверен, что мужчина окажется одним из первых царей — ведь только очень богатый и влиятельный майя мог позволить себе такое роскошное погребение. Классический Копан (250−900 годы н. э.) Археологи полагают, что город Копан уже существовал на рубеже эр, однако столицей самостоятельного политического объединения стал лишь при правителе К'инич-Йаш-К'ук'-Мо. В V веке н. э. этот выходец из городища Караколь, что в современном Белизе, совершил паломничество в священный для майя город Теотиуакан, что в Мексике, посетил гигантские пирамиды Луны и Солнца и, как сообщают хроники, получил атрибуты, дарующие ему верховную власть. В 426 году он основал Копанскую царскую династию. До 550 года н. э. правили следующие преемники К'инич-Йаш-К'ук'-Мо: К'инич, К'аль-Тун-Хиш, Балам-Нен, Ви-Оль-К'инич. Возможно, именно один из этих царей упокоился в Оронтопендоле. Копанские цари называли себя «стопами солнца южного неба», так как господствовали над южной границей ойкумены майя. Как и многие другие города майя, Копан пал жертвой кризиса IX века, вызванного засухой, усобицами и, по всей вероятности, каким-то экологическим катаклизмом. 16−й царь Копанской династии практически ничего не строил; придворный резчик даже не успел закончить свою работу над алтарем Укит-Ток'а — историки полагают, что дворцы копанского Акрополя были в одночасье сожжены и заброшены. Позже запустение распространилось на всю долину реки Копан. Справка Копан Охраняемый государством объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Архитектура города дала ему прозвище «Афины древних майя». Сохранились главная площадь, стадион для игры в мяч, дворцовый комплекс, прозванный историками Акрополем. http://www.infox.ru/science/past/2009/05/11/Car_mayya_nashyelsya.phtml

Тейя: Подводные археологи изучили дно вулканического озера в Гватемале. Они осматривали найденный аквалангистом-любителем затонувший священный остров, где некогда собирались майя для отправления религиозных культов. Случайная находка Руины зданий под водой случайно нашел 12 лет назад дайвер-любитель, который ради развлечения погружался на дно живописного озера Атитлан почти каждые выходные. «Никто мне не поверил, когда я рассказал о своей находке. Все просто говорили – да он псих!» — рассказал Роберто Самайоа (Roberto Samayoa). Самайоа вырос недалеко от озера и не раз слышал от бабушки рассказы о некоем затонувшем святилище. Он погружался на дно озера в течение многих лет. Часто дайвер натыкался на осколки керамики доклассического периода истории майя. С разрешения Института антропологии и истории Гватемалы он начал собирать эти кусочки, а позднее устроил целую экспозицию обнаруженных им предметов в принадлежащем ему отеле. Наконец, в 1996 году Самайоа нашел руины зданий и огромные церемониальные камни – стелы. Он назвал это место Самавах (Samabaj): первая часть слова «сам» — от фамилии первооткрывателя, а вторая часть «авах» — это слово майя, которое означает «камень». Иными словами, Самавах можно перевести как «камень Самайоа». Гватемальские археологи впервые ушли под воду Ученые заинтересовались находкой Самайоа только в прошлом году. Они провели первые в истории Гватемалы подводные археологические исследования. С помощью гидролокатора ученые нанесли на карту участок площадью в 400 кв. м и изучили строения. «Интереснее всего в Самавахе – это то, что практически все находится на поверхности. Работа под водой совсем не похожа на наземные археологические исследования. Обычно для обнаружения чего-либо требуется вести раскопки. Здесь же этого нет – сразу видны различные сооружения и здания. Конечно, в центре Самаваха за последние 2000 лет скопился слой отложений, но все равно общая структура места видна сразу», — рассказала Соня Медрано (Sonia Medrano), возглавившая Археологический проект Самаваха. Картографические работы проходили с августа 2008 и до марта 2009 года. За этот время археологи смогли осуществить около 30 погружений, а работы под водой каждый раз длились около восьми часов. «На дне озера мы не могли использовать обычные рулетки для измерения сооружений. Поэтому мы взяли такие складные линейки, которыми пользуются плотники. Кроме того, эти линейки хуже ржавеют», — рассказал Самайоа, которые присоединился к археологической экспедиции. Он добавил, что большинство исследованных зданий ориентированы по оси восток—запад, а церемониальные монолиты смотрят на юг. Как затонуло святилище майя? По мнению специалистов, это место, которое находится на глубине 15−20 метров, раньше было островом, который в результате некоего катаклизма (извержения вулкана или оползня) оказалось под водой. Над причинами повышения уровня воды в Атитлане еще предстоит поломать голову геологам. Возможно, озеро раньше было рекой, русло которой в результате природной катастрофы оказалось перекрыто. Так или иначе, но остров и сейчас в некоторой степени возвышается над дном: с юга от Самаваха глубина озера достигает 80 м, а с севера – более 100 м. По мнению Самайоа, обнаруженные им руины – не единственное свидетельство жизнедеятельности майя. Возможно, под водой оказались и другие населенные островки, хотя, скорее всего, они значительно меньше Самаваха. Деревня на 150 человек «Здесь не было города, скорее всего, деревня, так как размер острова совсем небольшой – 400 на 350 метров», — рассказала Медрано. Исследователи выделили три группы зданий. В первую группу вошло лишь одно строение, от которого сохранился фундамент. По своим размерам он напоминает дом главы общины. Стены дома сложены из хорошо обтесанных и пригнанных камней. Эти камни имели правильную геометрическую форму, скорее всего — квадратную, однако сказать точнее невозможно, так как за столько столетий подводные течения могли сильно изменить их. Во вторую группу вошло восемь сооружений меньшего размера. Строение 1 и 2 расположены почти параллельно – между ними образуется нечто вроде узкого коридора. Самый крупный дом этой группы – строение 5 – также выстроен из обтесанных камней. В третью группу опять входит лишь одно здание – самое длинное из всех. Все четыре угла этого сооружения разрушены подводными течениями. Но главное отличие этого дома от других – парадная лестница, расположенная по оси север—юг. Ее длина достигает 25,8 м, а ширина – 9,2 м. Кроме зданий в деревне стоит множество украшенных резьбой стел. Например, базальтовая стела около строения 1 имеет высоту 1,2 м и ширину 0,6 м. Древний религиозный центр Археологи датировали затопленные строения 250 годом, то есть тем периодом, когда государство майя еще не достигло своего наивысшего расцвета. А полностью сохранившаяся керамика, которую там обнаружили, свидетельствует, что жители острова покинули его в спешке, побросав все свое имущество. «Мы нашли шесть стел и четыре алтаря. Без сомнения, там есть и другие подобные сооружения. А значит, это место было очень важным религиозным центром», — рассказала Медрано. Судя по всему, на острове могло проживать до 150 человек. В домах сохранилось множество ритуальных принадлежностей – возможно, Самавах был паломническим центром майя. Вероятно, люди нанимали на побережье лодки, которые отвозили всех желающих на остров. Будущие планы археологов Исследовать руины священного острова в мутной и зеленой воде довольно сложно. Археологам нелегко увидеть даже лежащие на поверхности предметы, не говоря уж о том, чтобы найти и изучить вещи, находящиеся под толстым слоем отложений. В лучшие дни видимость под водой составляет не более метра. Точное местоположение таинственного острова засекречено, так как исследователи боятся наплыва «черных археологов». Ученые начнут второй этап исследований затопленного острова в феврале следующего года. Они надеются убрать часть наслоений, которые покрывают Самавах. Кроме того, история таинственного острова войдет в документальный фильм «Mayan Blue», который выйдет в следующем году. Справка Озеро Атитлан находится в бессточной области (то есть оно не связано с Мировым океаном) в высокогорных районах Гватемалы. Его считают самым глубоким озером в Центральной Америке (максимальная глубина – около 340 м). Атитлан окружают многочисленные деревни майя, где до сих пор распространена традиционная культура древнего народа. Поэтому эта область весьма популярна среди туристов. http://www.infox.ru/science/past/2009/11/03/mayan_submerged_island.phtml

Тейя: Многие пирамиды майя в Мексике были построены так, чтобы звук шагов при подъеме по лестнице создавал «музыку дождевых капель». Возможно, майя пытались таким способом общаться с богом дождя. Ученые уже давно знали о своеобразных звуках от шагов по лестнице пирамиды Кукулькана, расположенной в древнем городе Чичен-Ица. Когда люди поднимаются по монументальной лестнице вверх, их шаги около вершины сооружения походят на звук падающих в ведро с водой дождевых капель. Вопрос, почему лестница звучит именно так и добивались ли древние строители эффекта дождевых капель намеренно, оставался до сих пор нерешенным. Открытие «музыки дождя» на другой пирамиде навело исследователей на мысль, что по крайней мере некоторые из пирамид в Мексике специально строились с целью создания подобной «музыки». Как появилась «музыка дождя»? Проблемой занялись Хорхе-Антонио Круз-Кальеха (Jorge Antonio Cruz Calleja) из Профессиональной школы механического и электрического машиностроения в Мехико, а также Нико Деклерк (Nico Declercq) из Института технологий в Джорджии. Они сравнили частоту звуков, производимых поднимающимися на пирамиду Кукулькана людьми, с частотой звуков пирамиды Луны в древнем Теотиуакане. Эти две пирамиды различаются по конструкции — пирамида Кукулькана больше походит на ступенчатую пирамиду Египта, а пирамида Луны представляет собой комбинацию лестниц и площадок. На каждой из пирамид ученые измерили звуки, которые слышны у основания сооружения, когда по лестнице поднимается человек. На обеих пирамидах звук дождевых капель и их частота оказались весьма похожими. Это навело ученых на мысль, что «музыка» не зависит от конструкции пирамиды – неважно, есть ли под лестницей полости или нет. Возможно, «эффект дождя» создается за счет дифракции звуковых волн, появляющихся благодаря ударам ступни по рифленой поверхности. Часть волн изменяет направление на границе воздушной среды и твердого тела. А сильная неоднородность поверхности настолько искажает волны, что по лестнице распространяется звук, похожий на стук дождя. Считается, что пирамида Кукулькана посвящена именно богу Кукулькану, который был у майя одним из главных божеств. Однако Круз полагает, что это сооружение также может быть святилищем бога дождя Чаака. Тем более что маску Чаака ученые обнаружили и на вершине пирамиды Кукулькана, и на вершине пирамиды Луны. Кукулькан, которому посвящена пирамида в Чичен-Ице, считался у майя богом ветра. По одной из легенд, он шел перед богом дождя и молний Чааком и, очищая землю ветром, помогал предсказывать дожди. Иногда Кукулькана тоже называют богом дождя. Пирамиды — музыкальные инструменты? «Можно себе представить, что древние пирамиды – это своеобразные музыкальные инструменты майя», — сказал Круз. Однако ученый отметил, что прямых доказательств этой теории нет. «Играли» ли майя на пирамидах специально или это случайный эффект, доказать на данный момент невозможно. Открытие Круза и Деклерка прокомментировал археолог Франциско Эстрада-Белли (Francisco Estrada-Belli) из Бостонского университета в Массачусетсе: «Многие, если не все пирамиды майя представляли собой священные горы, над которыми собирались тучи, и на землю выливался дождь». Однако несмотря на существующий акустический эффект, который может служить метафорой воды, «тот факт, что вокруг пирамид возникает эхо, совсем не означает, что они представляли собой музыкальные инструменты», — заключил ученый. Он добавил, что в текстах майя об этом «дождевом эффекте» не упоминается. Элизабет Грехам (Elizabeth Graham) из Лондонского университетского колледжа заметила, что пирамиды подвергались реставрации. «Авторы статьи должны представить обоснованные причины, по которым они посчитали, что отреставрированные поверхности памятника достаточно похожи на поверхности древних сооружений», — добавила она. цитата Бог Чаак Для крестьянина майя дождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству осадков. Результаты исследования Круза и Деклерка опубликованы в статье «The Acoustic Raindrop Effect at Mexican Pyramids: The Architects' Homage to the Rain God Chac?» в журнале Acta Acustica united with Acustica. http://www.infox.ru/science/past/2009/09/24/music_rain_god.phtml

Тейя: Ископаемые животные создали космогонию майя Археолог Марта Куэвас (Martha Cuevas) из Национального института антропологии и истории и геолог Хесус Альварадо (Jesus Alvarado) из Национального автономного университета Мехико работали над трехлетним проектом, в ходе которого ученые попытались связать символику древних майя с находками доисторических времен. Морские ископаемые животные Ученые сосредоточились на изучении 31 предмета. Все находки сделаны в археологической зоне Паленке (в мексиканском штате Чьяпас). По мнению исследователей, добытое поможет понять космогонию майя. Образцы окаменелостей относятся к разным периодам. Древнейший из них датируется эпохой палеоцена и насчитывает около 63 млн лет. Ископаемые останки принадлежали разным морским животным. Например, среди них есть зубы акулы и позвонки ската. Все предметы в позднем классическом периоде цивилизации майя (600−850 годы) использовались для проведения обрядов. Чаще всего археологи находили окаменелости среди погребальных подношений. В некоторых случаях они использовались как надгробные памятники или жертвоприношения божествам. Окаменелые мифы Возможно, морские ископаемые животные имеют прямую связь с представлениями майя о загробном водном мире. Исследователи считают, что жители Паленке случайно находили окаменелости, и мифы о мироздании формировались под влиянием находок. Все легенды ученым хорошо известны благодаря дошедшим до нас иконографическим изображениям, иероглифическим текстам, предметам материальной культуры и устным преданиям. «Мы опирались на мифы жителей Паленке, которые записали колонисты. А найденные нами ископаемые животные свидетельствуют также, что в глубокой древности эти земли были под водой. По легендам, когда боги приказали воде уйти, здесь появился город, и началась современная эпоха. Кстати, майя из Паленке считали, что Земля тысячелетия назад была иной, что мир изменчив и постоянно преображается», — отметила Куэвас. Загробный мир Окаменелости очень ценились среди майя. Останки рассказывали об истоках человечества и в то же время о смерти: майя верили, что после смерти люди возвращаются к своим истокам. «Тот факт, что окаменелости использовались во время погребальных церемоний, связан с представлениями майя о загробном водном мире», — добавила Куэвас. Исследователи также нашли изображения разных рыб, зубов акулы и позвонков ската, похожих на окаменелости, на посуде. До наших дней дошли и другие иконографические и текстуальные отсылки к загробному водному миру, например, изображение мифического путешествия правителя Кан-Балама II (684−702 годы) во времени на 932 000 лет назад. «По легенде, когда Кан-Балам II умер в 702 году, его брат и наследник К`ан-Хой-Читам II приказал создать рельеф в память о прежнем правителе. Там изображен танец правителя и его покойной матери Тс`ак Ахав. Нижнюю часть рельефа занимают три уровня, помеченные глифами, которые обозначают место, в котором находятся персонажи. Выражения «nab» — «тело воды» и «hets`an Kak nab» — «спокойное море» рассказывают о том, каким был мир в те мифические времена. Тогда существовала только вода, и боги еще не приказали земле появиться», — рассказала Куэвас. http://www.infox.ru/science/past/2010/06/15/marine_fossils_maya.phtml

Тейя: Во время исследования пирамиды майя в Мексике ученые нашли первые настенные росписи, повествующие о повседневной жизни древнего народа. Теперь у археологов есть хоть какое-то представление о том, как жили простые майя примерно 1350 лет тому назад. Большинство предметов материальной культуры майя, с которыми имеют дело ученые, чаще всего касаются правящего класса или религиозно-духовной жизни народа. А вещей, связанных с обычным повседневным бытом майя, практически не сохранилось. И только в последнее время у археологов начали появляться данные, связанные с этим вопросом. Несколько лет назад ученые сделали выводы о существовании у майя развитой рыночной экономики. Однако представить себе, как эти рынки выглядели, было невозможно до открытия настенных росписей в городе майя Калакмуле. Пирамида Калакмуля Изучением фресок занимались Рамон Карраско-Варгас (Ramón Carrasco Vargas) из Национального института антропологии и истории, Вероника Васкес-Лопес (Verónica A. Vázquez López) из Национального автономного университета Мексики и Саймон Мартин (Simon Martin) из университета Пенсильванского музея. Калакмуль находится на полуострове Юкатан, недалеко от границы Мексики и Гватемалы. Археологам известно о древнем городе майя с 1931 года, однако научное исследование началось лишь 15 лет назад. А за последние пять лет Карасско-Варгас вместе со своими коллегами нашел и изучил здесь 68 строений. Самое большое сооружение Калакмуля, которое археологи называют «зданием 1», выглядит как высокий, но осыпавшийся курган. На самом деле это пирамида, частично ушедшая под землю. Длина каждой стороны сооружения достигает 11 м, а высота – 4,7 м. Рынок, изображенный на стенах пирамиды Исследователи прорыли специальный туннель, чтобы попасть внутрь «здания 1». Они обнаружили, что строение несколько раз обновлялось и перестраивалось в течение 600 лет. А на третьем уровне пирамиды во время одной из таких реконструкций неизвестный художник оставил будущим поколениям удивительные фрески. Ученые тщательно изучили керамику, изображенную на фресках, и, основываясь на общей классификации глиняных изделий, отнесли настенные росписи к 620−700 годам. Всего исследователи нашли 30 фресок. Рисунки создавались на серо-белой оштукатуренной поверхности. Каждая композиция была заключена в красную рамку, а для создания самих рисунков древние художники использовали синие, зеленые, желтые, красные и коричневые краски. Росписи создавались в два этапа. И на втором этапе над фресками работал, судя по всему, более искусный мастер. На одной из фресок изображен мужчина, на голове которого надета яркая широкополая шляпа, похожая на сомбреро. Он мешает в большом чане жидкую маисовую кашу-похлебку. Рядом с ним сидит другой мужчина, который пьет эту похлебку из чаши. За мужчинами наблюдает женщина-служанка. На другой фреске женщина продает тамале – лепешку из кукурузной муки с начинкой из мясного фарша с перцем чили. Она выложила свой товар на большом блюде перед мужчиной-покупателем, который уже взял и ест лепешку. На других фресках изображено, как именно продовольствие попадало на рынок. Мужчина в цветной повязке несет на спине тяжелый горшок. На другом рисунке мужчина с корзиной и подпись – иероглиф, обозначающий соль. Группа людей, собравшаяся вокруг завязанных мешков, где, судя по надписи, находится маис. Женщина в сомбреро, сидящая около корзины с глиняной посудой. «На этих фресках люди изображены в разной одежде, от простых набедренных и головных повязок до более изысканных головных уборов и одежды с ткаными или нарисованными узорами. Разная одежда, возможно, отображает определенный социальный статус. И мужчины, и женщины носят украшения – серьги, ожерелья, подвески», — рассказали ученые. Загадки настенных росписей Рисунки впервые помогли исследователям представить себе повседневный быт майя во время расцвета их цивилизации. Однако перед специалистами еще стоит ряд загадок, которые предстоит решить. Например, на некоторых фресках есть иероглифы, обозначающие титул и имя женщины. Но кем она была и почему вдруг рисунки, изображающие повседневную жизнь людей, оказались на стенах пирамиды, непонятно. К тому же не известно, было ли данное место торговым центром майя. Возможно, у него совсем другие функции, но какие — также предстоит выяснить. «У нас практически нет никакой информации о социальной жизни майя: как продовольствие и другие товары перемещались из одного государства майя в другое, какую роль играли праздники, пиры, как происходил товарообмен и многое другое. Эти фрески – пока что единственное свидетельство тех процессов», — отметили исследователи. Статья «Daily life of the ancient Maya recorded on murals at Calakmul, Mexico» опубликована в журнале PNAS. http://www.infox.ru/science/past/2009/11/17/calakmul_murals.phtml



полная версия страницы